1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №96 (848) за 28.04.2001

ОН УЛЕТЕЛ, НО ОБЕЩАЛ ВЕРНУТЬСЯ

Жил-был "Руслан". "Родился" он, большегрузный самолет Ан-124-100 RA 82070, на ульяновском заводе "Авиастар", как и положено богатырям, сильным и красивым. Но не зря говорят: "Не родись красивым, а родись счастливым". Трудная ему досталась судьба...

Собственник самолета, российское ЗАО "АЯКС", по-крупному задолжало кредиторам, главным образом -- банку "Империал". Выполняя требования кредиторов, суд принял решение об аресте "борта" в аэропорту голландского города Маастрихт, где он и "мариновался" с 1998 года. "Империал" назначил хранителем самолета г-на Хендрикуса Маринуса. Но поскольку российский банк не покрывал расходы на хранение самолета и учитывая требования кредиторов, нидерландский суд летом прошлого года дал разрешение хранителю выставить "Руслан" на продажу через аукцион.

Но осенью на авансцену выходит другая российская компания -- ООО "Центр-Капитал". Она не только погашает долги фирмы "АЯКС" перед АБ "Империал", но и заявляет о готовности рассчитаться с другими кредиторами. Удовлетворенный таким поворотом дел, "Империал" обращается в суд Нидерландов с заявлением о снятии ареста с самолета и нецелесообразности проведения аукциона. "Центр-Капитал", в свою очередь, 20.10.2000 заключает с "АЯКСом" (подчеркнем, на тот момент законным собственником "Руслана") договор о его купле-продаже. Сделка состоялась, и через неделю Федеральная авиаслужба России выдала новому собственнику свидетельство о регистрации воздушного судна на имя компании "Центр-Капитал". Казалось бы, теперь дело "гроша выеденного не стоит" -- забирай свой Ан-124 и пользуйся на здоровье. Но тут начинаются интересные "нюансы".

Несмотря на то, что судебный исполнитель уведомляет аэропорт Маастрихта и г-на Маринуса об отмене ареста самолета, хранитель "борта" все же решает провести аукцион. Иск нового собственника "Руслана", компании "Центр-Капитал", к Маринусу о запрете проводить аукцион остается без удовлетворения, и 04.12.2000 самолет уходит с молотка. За $6 миллионов его приобретает британская компания "Air Foyle Ltd". Наивно думать, что англичане даже не предполагали, что самолет, мягко говоря "проблемный". Но еще дедушка Ленин говорил: "Ввяжемся в драку, а там посмотрим": возможно, понадеялись на русский "авось".

Но и россияне не желали так глупо потерять свою собственность. "Центр-Капитал" немедленно обращается с иском к "Air Foyle" о признании недействительными результатов аукциона, который, по мнению российского собственника "Руслана", проводился с многочисленными грубыми нарушениями. Этот иск удовлетворен не был, но россияне продолжали искать "юридическую правду". И вот 20.02.2001 Арбитражный суд г. Москвы запрещает англичанам совершать какие бы то ни было сделки, направленные на отчуждение самолета, его регистрацию или перерегистрацию. А решением от 21.03.2001 Московский арбитражный суд признает бесспорным право собственности ООО "Центр-Капитал" на самолет Ан-124 RA 82070 и обязует компанию "Air Foyle" передать его законному собственнику. Вроде бы в деле поставлена точка, но оказалось -- запятая.

Ведь дети туманного Альбиона тоже времени зря не теряли. Возможно, побуждаемые небезосновательными догадками о грядущих юридических "трудностях", они вскоре после победного аукциона приглашают в Маастрихт ремонтную бригаду из АНТК им. Антонова -- привести "Руслан" в надлежащее техническое состояние. "Антоновцы", вероятно, надеясь на продолжение делового партнерства с фирмой "Air Foyle", не только проводят необходимый ремонт застоявшегося "на приколе" воздушного судна, но и соглашаются "приютить" его на своей базе, пока не утихнет ажиотаж. Как стало известно автору от заслуживающего доверия источника, в начале февраля сего года самолет действительно перегнали из Голландии на "антоновскую" базу, где он по сей день дожидается решения своей судьбы.

Тем временем "Air Foyle" предприняла ряд безуспешных попыток "чинно-благородно" оформить все необходимые документы, дающие право эксплуатировать злополучный Ан-124. Завод-изготовитель "Авиастар", выдавший техническую документацию на "Руслан" российскому собственнику, на запрос британцев подготовить для них такой же комплект ответил отказом. А без такой документации самолет -- в буквальном смысле "недвижимость", использовать его по назначению нельзя. Российская госслужба гражданской авиации аналогичным образом отреагировала на просьбу англичан исключить самолет из Реестра гражданских воздушных судов РФ. Двойная же регистрация воздушного судна не допускается, а посему Ан-124 не утратил законную российскую "прописку". И, кстати, за его техническое состояние и летную безопасность до сих пор отвечают исключительно государственные контролирующие органы России.

А что же Украина, как она реагирует на разборки вокруг воздушного судна, находящегося на ее территории? Пока вяло. Гендиректор "Центр-Капитала" Р. Пахомов еще в декабре направил письмо в украинский Госкомитет промышленной политики с просьбой содействовать урегулированию проблемы, исходя из защиты интересов Украины и России. В свою очередь и замминистра транспорта РФ П. Рожков в письме к коллегам из Минтранса Украины и АНТК им. Антонова подтвердил, что "в настоящее время единственным законным собственником данного самолета является компания "Центр-Капитал".

Россияне уверены, что сумеют доказать свою правоту. Мы же, по обыкновению, ждем, чья возьмет. Поэтому не исключено, что пожар конфликта за обладание воздушным богатырем может переметнуться на территорию нашей страны. Что, понятное дело, не добавит привлекательности нашему имиджу державы, где верховенствует закон.