1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №100 (852) за 07.05.2001

МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: "РЕКЛАМА -- ЭТО НЕ РЕЦЕПТ!"

Обыватель на постсоветском пространстве рекламе лекарств верит свято. Даже если в ней утверждают, что чудо-препарат "избавляет от нервной системы, слуха и зрения". 30% из нас -- люди легковерные. Если таким дать "пустышку" вместо таблетки и пообещать (лучше с экрана телевизора или на страницах газеты) избавление от хворей, то им действительно на время полегчает.

Девять из десяти рекламных текстов, побывавших на экспертизе в Государственном фармакологическом центре Минздрава Украины, не соответствуют требованиям к рекламе лекарственных средств. Чем чаще всего грешат рекламодатели? Преувеличивают свойства препаратов, называют их уникальными без всяких на то оснований. Очень часто не указывают, зарегистрировано ли лекарство, не считают нужным разъяснить, как его хранить. Но самое главное -- рекламируют средства, которые должны отпускать только по рецептам, в том числе и для лечения тяжелых заболеваний (рака, диабета, опасных инфекций).

-- Во всех развитых странах мира реклама рецептурных препаратов запрещена, -- говорит Александр Стефанов, директор Государственного фармакологического центра. -- Такая там публикуется только в профессиональных изданиях и обращена не к больному, а к врачу. К примеру, в США приблизительно 500 тысяч специалистов, которые лечат внутренние болезни. И 50 тысяч дилеров -- людей, у которых в сумках новинки с проспектами. Они объясняют врачам, как то или иное лекарство действует и чем оно лучше предыдущего.

Кстати, в странах Евросоюза привлекать к рекламе лекарства известных врачей, фармацевтов и провизоров фармфирмам не разрешено. У нас же они часто позволяют себе то, что запрещено законодательством у них дома. И это при том, что там реклама не стимулирует к самолечению по причинам чисто прагматическим: медикаменты оплачиваются преимущественно страховыми фондами и исключительно по рекомендации врача. У нас же...

-- Красочная яркая реклама рецептурных препаратов -- это призыв к самолечению, -- считает Ольга Соколова, завотделом рекламы Госкомитета Украины стандартизации, метрологии и спецификации. -- Я думаю, что в рекламе лекарств обязательно должна быть приписка "Минздрав предупреждает: "Реклама -- это не рецепт".

Особенно осторожным нужно быть с БАД -- биологически активными добавками. Но как устоять, если тебе внушают, что чудо-средство разработали в секретных лабораториях, что оно было доступно только "кремлевским старцам" и голливудским звездам? Обещают избавить от рака и туберкулеза, атеросклероза и инфаркта. А еще сулят то, что пока не удалось ученым, -- "восстановить нервные клетки" и даже... "нарастить мозги".

На самом же деле лечебные свойства большинства добавок не доказаны. БАД не зарегистрированы как лекарства. Последние обязательно проходят клинические испытания, среди них -- и "двойное слепое исследование", когда ни врач, ни больной не знают, то ли "пустышку" принимает пациент, то ли новый препарат. Только после этого можно говорить о его эффективности. У БАД же, как правило, есть только гигиеническое заключение Минздрава. Маскировать под лекарство добавки очень выгодно. Ведь разработка, клинические испытания и регистрация нового препарата процесс длительный -- 10--15 лет, да и стоит это в среднем 500--600 млн. долларов. Чтобы разработать БАД, времени, а главное денег, нужно гораздо меньше. А если еще и прорекламировать добавку как панацею... Золотое дно!

Между тем, несмотря на все предосторожности, в Великобритании более 2 тысяч пациентов умирают от побочных действий лекарств, в США -- около 200 тысяч. Сколько у нас подобных случаев -- неизвестно, такая статистика ведется только с середины декабря прошлого года.

Но даже за это время в Государственный фармакологический центр Минздрава Украины поступило более 700 сообщений о побочном действии лекарств. Самые опасные для самолечащихся группы -- это антибиотики, средства влияющие на центральную нервную систему, а также сердечно сосудистые.

Где искать управу на недобросовестного рекламодателя? В Минздраве вы ее не найдете.

-- Законами Украины разрешена реклама безрецептурных лекарственных средств. Лишь для тех из них, которые применяются для детей и подростков, необходимо "добро" Минздрава, -- говорит Анна Григорьева, замдиректора Института фармакологии и токсикологии. -- Повлиять на рекламный рынок в целом мы не можем, не наделены контрольными функциями. И в новой редакции закона, которая подана в Верховную Раду, это снова не предусмотрено.

А вот Госкомитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации может недобросовестного рекламодателя наказать, но необходимо собрать массу доказательств, почти как по уголовному делу. Ведь решение принимает суд. Правда, еще никто за такие нарушения в Украине не пострадал.

Так что будьте бдительны. Ведь за рекламой -- огромные деньги фармацевтических компаний. Мировой рынок их продукции оценивается приблизительно в 400 миллиардов долларов в год.