Выпуск газеты Сегодня №103 (855) за 12.05.2001
КТО РИСКУЕТ -- ТОТ И ПЬЕТ ШАМПАНСКОЕ
В США ежегодно создаются 10,5 млн. новых фирм и 80% из них... становятся банкротами в течение первого года существования. В Украине наблюдается примерно та же картина, ведь известно, что предпринимательской жилкой обладает в среднем лишь один человек из шести. Тем не менее, многие наши сограждане отважно ударяются в бизнес, отчаявшись найти себе применение в другой сфере. В результате естественного отбора выживают более прагматичные -- те, кто научится маневрировать в среде жесткой конкуренции и постоянно меняющихся законодательных правил игры. Мало кто из них знаком с теорией, разработанной профессором Национального экономического университета Вольдемаром Витлинским, признанным в 2000 году Международным биографическим центром Кембриджа "человеком года" в номинации "Ученые-экономисты". А жаль...
По мнению В. Витлинского, половина успеха зависит от социального фактора -- уровня подготовки и деловой преданности коллег по бизнесу. Но даже имея квалифицированный персонал, предпринимателю стоит предусмотреть хотя бы одно оригинальное нововведение -- в технологии, организации производства либо в области сбыта. При этом стоит отказаться от задуманного, если: в одном случае из 10 может быть полностью потеряна прибыль (это так называемый допустимый риск); в одном из 100 -- валовый доход (критический риск); в одном из 1000 -- все активы и, как следствие, наступит банкротство (катастрофический риск).
На основе трудов профессора Витлинского автор сформулировал своеобразные "десять заповедей" в помощь начинающему бизнесмену. Итак.
- "Нет денег -- нечего строить воздушные замки". Или: не стоит вкладывать в дело больше, чем имеешь собственного капитала. В случае катастрофического риска можно попасть в глубокую долговую яму.
- "Оптимист -- это плохо информированный пессимист". Необходимо разработать несколько альтернативных вариантов бизнес-плана.
- "Чти уголовный и налоговый кодексы". А именно -- следи за малейшими изменениями в законодательной базе.
- "Подстели соломку". При составлении контракта следует в подробностях расписать, что может считаться форс-мажорными обстоятельствами.
- "Фраера губит жадность". Надежнее стремиться к меньшей, но стабильной прибыли, чем замахнуться на большую, но связанную с заведомым риском.
- "Не клади все яйца в одну корзину". Необходимо наладить несколько параллельных каналов поставок и сбыта.
- "В лес с дровами не ездят". Не стоит рассчитывать на успех, предлагая неликвидный или имеющийся на рынке в избытке товар.
- "Ни на минуту не расслабляйся". Конкуренты не дремлют.
- "Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я". Уважай партнеров по бизнесу, если хочешь такого же уважения по отношению к себе.
- "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке". Не доверяй кому попало и будь разборчив в чересчур выгодных (как правило, лишь на первый взгляд) предложениях.