1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №103 (855) за 12.05.2001

"Я ПРОЖИЛ ИНТЕРЕСНУЮ ЖИЗНЬ И ДАЖЕ БЫЛ ИНОГДА СЧАСТЛИВ"

Актер, режиссер и сценарист Сергей НИКОНЕНКО ("Люди и звери", "Звонят, откройте дверь", "Война и мир", "Журналист", "Красная площадь", "Долги наши", "Тема", "С любимыми не расставайтесь", "Бес в ребро", "Анкор, еще анкор!" и др.) -- коренной москвич. Закончил актерский и режиссерский факультеты ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова). Более 100 ролей в кино.

Относится к тому типу людей, о которых всегда говорится -- свой. На самом деле, все намного сложнее: работоголик и интраверт, он всю жизнь успешно играет роль человека "доступного" и "понимающего", при этом живет очень своей, понятной только ему одному жизнью.

"ЕВСТИГНЕЕВ "ПОТРЕБЛЯЛ". СЧИТАЛ, ЧТО ЭТО ЕМУ НЕОБХОДИМО"

-- Сергей Петрович, вы ведь киноактер и кинорежиссер. Опыт работы на театральной сцене -- минимальный. И вдруг в последние годы стали участвовать в антрепризе.

-- Первый раз я вышел на театральную сцену пять лет назад и поверьте, что это было непростое решение. Волновался ужасно. Это был спектакль "Нина", где я работал с Димой Харатьяном. "Все впереди" с Сашей Абдуловым и Ирой Алферовой -- мой второй спектакль в театре. А сейчас уже играем "Чапаев и пустота" по Пелевину.

-- Пелевина очень трудно представить на театральных подмостках...

-- (Смеется). Трудно, трудно! Но некоторые даже говорят, что мы им открыли нового Пелевина. В Москве с большим интересом относятся к его творчеству.

-- В спектакле "Все пройдет" вы играете с Абдуловым, который известен своим нелегким характером...

-- На сцене это удивительный партнер! Да и в кино такое партнерство могу сравнить только с самыми большими именами.

-- Вы вообще склонны восхищаться людьми?

-- Да... Впрочем, это носит определенный характер: я восхищаюсь профессиональными качествами. Меня мало волнует как живет человек, его личные дела, но профессия -- это да! Меня, например, всегда восхищал покойный Женя Евстигнеев, мы вместе начали снимать еще в 68-м году у Шукшина. Потом было еще несколько картин... Он никогда не повторялся.

-- Говорят, что Евстигнеев в быту был удивительно остроумный человек?

-- (С сомнением). Остроумный? Ну, я бы не сказал... Он засыпал в одну секунду и в паузах во время съемок предпочитал спать.

-- Одно другому не мешает: он мог проснуться и быть остроумным.

-- (Хохочет). Нет, на самом деле у него это называлось "перезарядка". "Перезарядка" -- это 5 минут. Он садился и засыпал. Когда его будили: "Евгений Александрович, вас в кадр!" -- он спрашивал: "Какой город? Кто режиссер? Какая картина?" (Общий хохот).

-- А правда, что Евгений Александрович был склонен к "потреблению"?

-- Правда. Он считал, что это ему необходимо.

-- (Раздумчиво.) И не только он... Актеры старшего и среднего поколения, не знавшие "драпу"...

-- Вот Александру Гавриловичу (Абдулову. --Авт.) это противопоказано. Он и другим этого не разрешает. Это его антреприза. После спектакля -- хоть из ведра.

-- Насколько я знаю, после "Каменской" вы продолжаете активно сниматься в сериалах. Интересно? Пошлое "производство"...

-- Э-э-э!.. Не скажите. Это очень часто моно-роль, которую ты сам и выстраиваешь. Тоже интересно.

"КАЖДЫЙ ВИДИТ ТО, ЧТО ОН ХОЧЕТ ВИДЕТЬ"

-- Знаю, что одна из самых больших любовей в вашей жизни -- это Есенин. Много лет вы занимаетесь музеем, собираете все, что связано с этим именем. А ведь он -- фигура очень мифологизированная...

-- Наташа, ну каждый видит то, что он хочет видеть. В романе "Без вранья" Мариенгофа -- Есенин один, у Миклашевского -- совершенно другой...

-- ...У Бунина в очерках -- совершенно третий -- малоискренний и не очень интеллигентный.

-- Да, да. Помню -- "блевотина", "пьянь", "не поэзия"... А Пастернак считал, что в Есенине было высшее моцартовское начало. Мало кто читал есенинские стихи христианского направления. Он ведь одним из первых разобрался кто пришел к власти...

-- ...Что ему совершенно не мешало, "задрав штаны, бежать за комсомолом"... Были разные версии его смерти -- убийство, самоубийство... Вы к какой склоняетесь?

-- Во мне живет и артист, и музейный работник. Оба они придерживаются разных версий. Думаю, что когда-нибудь мы узнаем об этом наверняка. Творчеством Есенина очень мало занимаются. Когда-то, когда Ельцин заявил, что Есенин его любимый поэт, я написал ему письмо о том, что нет даже достойного помещения для музея.

-- И что вам ответил Ельцин?

-- Ну, знаете.. То ли он был уже не у дел...

-- То ли не при памяти...

-- (Хохочет). Да, то ли не совсем при памяти... (Еще громче хохочет.) То ли уже не очень твердо помнил, кто такой Есенин... Я хотел, чтобы этот музей был на Пречистенке, 20. Это такое двухэтажное здание, где жила Айседора Дункан и Сергей Есенин. Я вам больше скажу! Там еще живут старушки, которые 6--7-летними девочками занимались балетом в студии у Айседоры! Они помнят Есенина! Кира Георгиевна, замечательная армянская женщина, была в те годы ее ученицей и помнит расположение комнат, самого Сергея...

Но поезд ушел, Ельцин мне так и не ответил, и теперь там размещается здание дипломатического корпуса.

-- Обидно?

-- Обидно.

-- А может, есть смысл теперь выяснить, кто любимый поэт у Путина? Пока он еще при памяти... Хотя, я кажется, догадываюсь...

-- (Очень заразительно смеется). Это идея!

-- Знаю, что вы дружили с Шукшиным, близко знали Высоцкого. Они ушли. Людей такого масштаба последние десятилетия не дали. Не скучаете без них?

-- Я благодарен, что они были в моей судьбе. Но скучно... Нет. Мне нравится мир, нравится читать хорошие книжки, нравятся красивые женщины. Красивым же жить необыкновенно радостно. Вот вы красивая и я вижу, что вам от этого радостно. Я люблю застолье... после спектакля...

-- Сергей Петрович, что ж вы все уточняете! Я же не Станиславский, я "верю", что только "после"... Вы много работали в кино как режиссер ("Трын-трава", "Не хочу жениться", "Хочу в Америку", "Семьянин", "Птицы над городом" и др.), а театре ничего не хотели бы поставить?

-- Сложный вопрос. Пока я не рискую.

-- Мужчины всегда очень трепетно относятся к сыновьям. У вас -- единственный сын с замечательным русским именем Никанор...

-- Да, я назвал его в честь деда! (Задумчиво.) Он совсем не похож на меня, даже по характеру. Совершенно не стремился быть актером или режиссером. Наверное, у Ники своя дорога в жизни. Хотя, я его маленьким снял в одной своей картине -- "Цыганское счастье". Он закончил институт иностранных языков, работает в фирме и, по-моему, затевает свое дело.

-- Никогда не пользовался вашей славой и фамилией -- не просил составить протекцию?

-- Пока нет.

-- Молодец -- значит, мужик вырос. Ну, вот дети подросли, полжизни прожито... Страшно стареть?

-- Да нет, я спокойно к этому отношусь: все мы смертны -- значит, не нужно переживать.

-- Ну, то, что "все" -- это мало утешает. Меня -- так совсем мало.

-- Потому что вы -- женщина, у вас -- красота. А меня -- утешает. Я пришел к этому совершенно спокойно. Я много поработал в этой жизни, мне встречались хорошие люди, был счастлив иногда...

-- А как вы думаете, такие люди, как Шукшин или Высоцкий, вписались бы в сегодняшнюю среду, в это время?

-- Трудно представить, вы знаете. Особенно Василий Макарович. Володя -- может быть, а Шукшина очень доставала несправедливость. Тем более, такая свирепая, как сегодняшняя, -- по отнощению к целому народу, старикам, детям.

-- А вам в принципе интересна политика?

-- В принципе -- нет. Но некоторых вещей нельзя не видеть. Как можно было 5 раз обобрать народ, который доверительно нес деньги в банк, а теперь этих денег нет. Вот говорят: "Государство принимает на себя все долги перед иностранными державами..." А кто примет на себя долги перед какой-нибудь тетей Дусей, которая всю жизнь проработала в больнице санитаркой и собирала себе по копейке на поминки?! Вот что трудно понять и с чм невозможно примириться. Печально, но мы проходим тот же путь, что и Америка 200 лет назад.

"ЧЕГО НЕ ПРЕТЕРПИШЬ НА ПУТИ К ИДЕАЛУ"

-- У вас было три брака, насколько я знаю.

-- Чего не претерпишь на пути к идеалу!

-- Нашли идеал?

-- (Грустно). Нет. Нет...

-- А он возможен?

-- Думаю, нет. Да и хорошо, что нет. С идеальной женщиной было бы невыносимо скучно.

-- Догматическая церковь утверждает принцип " не прелюбодействуй"...

-- Ну да, и "если тебя соблазняет око твое -- вырви его"...

-- Вырывали?

-- Нет... Думаете, не прав был?

-- Думаю, не прав тот, кому неудобно вспоминать вчерашнюю ночь. Все остальные правы. Потому что как же тогда царь Соломон и "Песнь песней" -- тоже Библия.

-- Вот-вот! "А зубы ее, как овцы белые..." Фантастический текст! Что касается этих тем, я всегда говорю: не суди и не судимым будешь.

-- Кого больше боитесь -- умных или красивых?

-- (Смущенно похохатывая). Умных. Умной же надо соответствовать.

-- (Тупо). А красивой не надо соответствовать? И что такое "соответствовать"?

-- (Еще больше смущаясь). Нет, конечно, все относительно. Хотя нет, вы знаете, красота -- она и есть красота. Она не относительна.

-- Вы столько повидали всего, меняются люди по мере "приобретения" славы и денег?

-- Повидал много -- это точно. Никита Михалков, например, жил у меня 8 месяцев, когда ушел от первой жены.

-- Михалков в конце 60-х был другой, нежели нынешний Никита Сергеевич?

-- Коне-ечно! Необыкновенно общительный, обаятельный, озорной, с желанием повоевать за справедливость... Он немедленно обаял всех моих соседей -- казалось, был просто создан для коммунальной квартиры. А сегодня... мы видимся раз в два года. Подойдет, согнется, поцелует, но поговорить уже некогда. (Саркастически). Занят очень. Государственные дела.

-- Нормально относитесь к тому, что люди так меняются?

-- Ну, видно судьба у него такая. Видно, так ему хорошо. Чего уж мне тут комментировать.


КОММЕНТАРИЙ "СЕГОДНЯ"

Это интервью было взято накануне празднования 60-летнего юбилея Сергея Никоненко. А на самом праздновании Никита Михалков внезапно вспомнил о давнем "должке". Оказывается, во времена совместного проживания в коммуналке Никита Сергеевич тайком вытащил десятку из-под скатерти на столе, где хранились сбережения. Да так и "забыл" в те времена отдать. Произнеся повинную речь, Михалков вытащил из кармана червонец царской чеканки и под аплодименты вернул старому товарищу долг. Вот такой он, наш всенародный "сибирский цирюльник" -- даже украденное возвращает под гром аплодисментов.