1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №104 (856) за 14.05.2001

"АКЦИИ ПРОТЕСТА МОЖНО ЗАПРЕТИТЬ. НО ЭТО НЕ В ИНТЕРЕСАХ ВЛАСТИ"

Острота политического кризиса в Украине, замешанного на "кассетном скандале", кажется, пошла на спад. В этой связи уместно оглянуться назад и подвести некоторые итоги. Наш собеседник -- Анатолий Гриценко, президент Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова, одной из наиболее влиятельных аналитических организаций в стране...

"СИЛОВИКИ" ПОДВЕЛИ НЕ ТОЛЬКО ПРЕЗИДЕНТА?

-- Анатолий Степанович, отставка "силовиков", в частности Леонида Деркача и Юрия Кравченко, была воспринята как следствие "дела Гонгадзе" и "кассетного скандала". То и дело возникали слухи об определенных трениях между "силовиками" и Президентом, находящимся в то время на отдыхе в Крыму. Невольно вспоминается ГКЧП...

-- Я бы не стал проводить таких параллелей. Во-первых, "силовики" действительно сильно подвели Президента, допустив утечку информации. В кабинете главы государства происходят разговоры, касающиеся экономики, государственных и промышленных секретов... И если сегодня эти сведения гуляют по миру, то бедная Украина! Во-вторых, в расследовании дела Гонгадзе "силовики" допустили столько противоречивых действий и ошибок, что их критическая масса сама по себе (и без кассет) показала всем, как грубо и неэффективно они работают. Поэтому отставки были просто неизбежны.

"ПО ДВУМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ВЕКТОРАМ МЫ ОТБРОШЕНЫ ДАЛЕКО НАЗАД"

-- Если предположить, что организатором "дела Гонгадзе" и "кассетного скандала" является иностранное государство, то подозрение невольно падает на Россию. Ведь после этих событий Украина заметно "повернулась лицом" на северо-восток...

-- Для меня очевидно, что из трех стратегических векторов внешней политики -- Европейский Союз, США и Россия -- по первым двум мы отброшены далеко назад. Зацикленная на внутренних конфликтах, Украина сегодня неспособна вести полноценный диалог с большинством государств мира. Понятное дело -- она стала более податливой в решении спорных вопросов, особенно если позиция Украины и без того была уязвимой.

Рассчитывает ли Россия "подмять" Украину экономически? На уровне президентов и правительств этого уже не сделаешь. Значительная часть украинской промышленности -- в частных руках и чтобы заполучить ее, нужно иметь дело не с государственными чиновниками, а с бизнес-структурами. Там, где это выгодно Украине, россиянам несомненно дают "зеленый свет" на участие в приватизации украинских предприятий. Там, где не очень выгодно и западный капитал не спешит со своими инвестициями, что ж -- лучше если в Украину придут российские капиталы, чем вообще никакие.

-- В последнее время в СМИ стала появляться информация о том, что посольства некоторых государств резко усилили разведывательную активность на территории Украины. Как бы вы могли прокомментировать это?

-- Посольство любой страны предназначено для выполнения разведывательных функций в широком смысле. Задача дипломатов -- видеть, что происходит в стране, прогнозировать тенденции, отслеживая те из них, которые могут представлять угрозу для их государства, а также оценивать положительный опыт. Активность иностранной разведки всегда возрастает в период политических потрясений. Ситуацией в Украине ныне интересуются СМИ даже тех государств, которые раньше вообще о нас не писали. Журналисты информагентств, не имеющих представительств в Киеве, приезжают к нам из штаб-квартир, расположенных в Варшаве, Москве, "достают" наших экспертов по телефону из Токио и других далеких столиц. Достаточно глянуть в Интернет -- каждый день на страницах зарубежных газет по нескольку новых публикаций об Украине.

"БЫЛО БЫ ХУЖЕ, ЕСЛИ БЫ НА НАС МАХНУЛИ РУКОЙ..."

-- Мы начали разговор с обсуждения роли руководителей силовых ведомств. Персоналии поменялись, однако вряд ли это означает, что СБУ и МВД автоматически стали работать по-иному? Не исходит ли опасность от этих структур для государства?

-- Сразу скажу: к тому, чтобы военные взяли власть в стране, у нас предпосылок нет. Но гражданский, в т.ч. парламентский, контроль со стороны общества за силовыми структурами должен быть неослабным. Его отсутствие, приводит к тому, что запущенная с полигона ракета врезается в жилой дом, генералы бесконтрольно распродают оружие, в колодцах в районе военных аэродромов можно ведром черпать керосин, матери боятся отправлять сыновей в армию. А силовые структуры втягиваются в борьбу между бизнес-структурами или используются для давления на выборах. На днях в СМИ прошла такая информация: из примерно 300 выпускников Харьковского института ВВС 120 ни разу не взлетели в воздух за весь период обучения (!!!). Какие из них летчики? В строевых частях многие из них летают лишь по 5--10 часов в год. И при этом звучит бравый доклад министра обороны о том, что Вооруженные Силы способны выполнить любые задачи. Парадокс? А дело все в том, что предметно говорить о проблемах армии некому. Кроме Президента, силовые структуры реально никому не подотчетны.

-- Это же, наверное, касается органов исполнительной власти в целом?

-- Безусловно. К сожалению, за 10 лет строительства демократии мы не создали надежных обратных связей между властью и населением. Тех самых, которые предотвращают власть от ошибок. Эти связи могут осуществляться через политические партии. Официально у нас более 110 партий, но настоящих партий -- единицы. При этом поощряется дальнейшее "клонирование", вследствие чего их становится все больше, а влияние -- все меньше. Другой механизм обратной связи -- через СМИ. Но СМИ наши прямо или опосредовано подконтрольны государству. Случаи с Георгием Гонгадзе и "кассетным скандалом" показали, кто есть кто. Во многих СМИ идет не освещение событий, а пропаганда определенной позиции. В этих условиях населению через СМИ повлиять на власть очень сложно. Третий механизм -- через систему представительских органов. Это тоже не срабатывает. Недавно Верховная Рада расписалась в своем бессилии, не сумев добиться увольнения чиновников, в отношении которых депутаты высказали четкое мнение: они должны быть уволены. Теоретически, на власть можно еще влиять через референдумы, но последний референдум продемонстрировал лишь всесилие админресурса.

Стоит ли удивляться, что наши люди не получают ответов на справедливо поставленные вопросы? А раз так, они прибегают к акциям протеста, кстати -- вполне конституционным. Эти акции можно запретить. Но тогда власть станет вообще бесконтрольной и будет принимать сплошь ошибочные решения. Это не в ее интересах.

Правда, кроме акций протеста существует еще один способ повлиять на власть в Украине: путем внешних воздействий, прежде всего -- со стороны европейских структур. Наши руководители заявляют об информационной войне против Украины. Однако я бы дал другую оценку. В сложившихся условиях -- это единственный способ помочь украинскому государству не сделать крупных ошибок, а в целом для страны -- вернуться на цивилизованный путь развития. Всегда неприятно, когда нас критикуют. Но было бы намного хуже, если бы на Украину махнули рукой и вообще о ней не вспоминали. Тот факт, что ситуация в нашей стране вызывает столько беспокойства за рубежом, свидетельствует, что потенциально Украина имеет огромный вес в Европе...