1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №104 (856) за 14.05.2001

В ПОИСКАХ ИНСТРУКЦИИ, КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ МИРОМ

Атеистов у нас почти не осталось. Народ, получив свободу вероисповедания после стольких лет забвения, ринулся в храмы всевозможных течений и направлений, порою экзотических. Невольно задумаешься: все ли пришлые проповедники сеют разумное, доброе? И вообще, чем так привлекательны новомодные религии?

Общество сознания Кришны я выбрала для визита неспроста -- не раз слышала и читала истории о том, как кришнаиты разрушают семьи. С другой стороны, они же, рискуя жизнью, помогают обездоленным в таких горячих точках, как Сараево и Грозный (в Киеве тоже есть кришнаитская столовая, где каждый день питаются 150-200 малоимущих). Хотелось разобраться в этом парадоксе, а перспектива соприкоснуться с реальной Индией, информацию о которой черпала преимущественно из сопливых мелодрам, раззадорила еще больше.

По дороге в духовную академию (по совместительству -- храм) Общества сознания Кришны, терялась в догадках, что говорить при встрече: "Харе Кришна" или обыкновенное "Здрасьте"? Поделившись сомнениями со своей провожатой, новообращенной кришнаиткой Натальей, в ответ услышала целую лекцию, после чего сделала вывод: скажи я хоть "Слава Иисусу Христу", это никого не смутит. Оказывается, для кришнаитов Христос -- такая же реальная личность, как и Шри Чайтанья, ученый брахман (1486-1534), который проповедовал любовь к "Господу Вселенной" и чье учение кришнаиты взяли за основу.

НАВОЗ – ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ОТ ПРИВИДЕНИЙ

Разместился храм-академия в укромном уголке, подальше от центра. Признаться, я ожидала увидеть нечто грандиозное, а не обыкновенное здание серого цвета. Не добавляла торжественности и незаконченная стройка нового крыла "общежития". Наташа объяснила, что академия строится медленно, еще с 1992 года, быстрее не позволяют финансы. Самих учеников, живущих при храме, около шестидесяти, многие из них часто отсутствуют из-за паломничества в массы (проповедывание на улице сводится к раздаче литературы, свои "чары" кришнаиты приберегают на воскресенье, когда в храме проводится нечто вроде дня открытых дверей).

Внутри здание оказалось таким же неказистым, как и снаружи: узкие крутые лестницы, множество маленьких комнатушек, напоминающих лабиринты. Мужские и женские "кельи" расположены на разных этажах. С "этим" строго: считается, что даже мать, дабы не возбуждать сына (!), не должна спать с ним в одной комнате. Любой контакт с противоположным полом -- строго с разрешения учителя. Парень может общаться с девушками, только если решил выбрать себе жену. Так что обедают и учатся студенты и студентки, или, как их тут называют, брахмачари и брахмачарини, врозь.

Каждая комната "общежития" рассчитана на 4-6 человек. Двухэтажные деревянные нары, одежный шкаф, полочки для духовной литературы. Телевизоры не воспрещаются, но и не приветствуются (как объяснил один из жильцов, "там слишком много грязи и жестокости"). Постельное белье днем либо убирается вообще, либо сворачивается в "калачик", чтобы до захода солнца никто не соблазнился сном. Рабочий день начинается в три часа утра, заканчивается около восьми вечера. Питаются кришнаиты всего дважды -- в 9.00 и 14.00. Ужин ограничивается разве что стаканом молока. Сей продукт кришнаиты стараются употреблять как можно чаще: корова в Индии -- священное животное, и все, производимое ею, наделяется особыми свойствами. Это касается даже, простите, мочи и навоза. Первая -- незаменимый антисептик, второй -- идеальное средство от... привидений. Помыл пол слабым его раствором -- духи мигом разлетятся.

ТЕМУ СЕКСА ПРИШЛОСЬ ЗАМЯТЬ

А вот мясо употреблять -- грех. Как и рыбу, яйца, лук, чеснок. Последние, по словам Наташи, засоряют сознание. "А как же витамины, белки, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма?" -- удивилась я. Ответом послужили несколько десятков книг о вкусной и здоровой вегетарианской пище. Хотя, как признался позже духовный учитель, все кришнаитские нормы и правила -- это идеал, к которому нужно стремиться. Если съел кусочек мяса, пусть -- Всевышний закроет на это глаза, равно как и на другие человеческие слабости.

Кстати, о слабостях. Если в христианстве десять заповедей, то у кришнаитов всего четыре: вегетарианство, воздержание от интоксикаций (алкоголь, сигареты, чай, кофе, шоколад...), азартных игр и незаконного секса (он допускается лишь во имя продолжения рода). А как же "Камасутра", искусство любви и все такое? Внятного ответа ни от учеников, ни от учителя я так и не получила. Объяснения типа "автор хотел убрать из половых отношений всю грязь" или "стремился научить мужчину не терять голову" звучали неубедительно. В конце концов мне дали понять, что я до неприличия интересуюсь вопросами секса, так что тему пришлось замять.

КУХНЯ – СВЯЩЕННОЕ МЕСТО

Дальше мы направили свои голые стопы на кухню (место приготовления и поглощения пищи так же священно, как храм -- пришлось разуться). Здесь меня уже ждала Малини -- студентка, которой выпала честь готовить пищу. Милая барышня 28 лет, нареченная когда-то родителями Мариной, при храме уже второй год. Раньше училась в инженерно-строительном институте. Как попала сюда? Однокурсник принес книгу "Наука самосознания", прочитав которую, девушка получила ответы на мучившие ее вопросы. С детства она интересовалась смыслом жизни, своим предназначением на земле, не верила, что смерть -- это конец. Перепробовала немало сект, но только среди кришнаитов обрела себя.

-- Господь создал мир и инструкцию, как им пользоваться. Хотите жить в гармонии с собой, не нажимайте на "красную кнопку" (читай -- не грешите), -- проповедовала Малини. Я слушала и понимала, что не слышу ничего нового.

Малини отвернулась к плите, помешивая что-то большой ложкой в огромной кастрюле. Заглянув туда, я увидела густое дымящееся месиво из овсянки и пшеницы. Повариха объяснила, что в кашу добавляются еще орехи или изюм, получается вкусно. На вид не очень, но аромат что надо.

ПОЛНАЯ КАРТИНА СЛАВЯНСКОГО ИНДУСА

Духовный лидер киевских кришнаитов Ачьюта Прия Прабху (значит -- господин) поселился со своей женой и семнадцатилетней дочерью рядом с храмом, в одноэтажном домике. Но застала я его в храме, когда он принимал экзамены у своих учеников. Поднимаясь по лестнице в рабочие апартаменты "господина", с трудом настроила себя на деловую волну. Меня развеселил вид парней, снующих туда-сюда в дхоти -- индийских штанах, которые при одном неловком движении могли "развернуться". А еще -- лысые черепа, на темечках украшенные шикхами -- хвостиками, заплетенными в косички. Добавьте сюда тилаки (желтоватые полоски на лбу) -- вот полная картина славянского индуса. Вид индийского кришнаита меня бы так не позабавил, наши же юноши выглядели, по крайней мере, нелепо.

Ачьюте Прие (в миру -- Артему Чумаченко) на вид можно было дать не больше тридцати пяти. Просто поздоровавшись, он жестом пригласил меня присесть на софу. Сам устроился тут же, приняв позу "лотоса". Он рассказал, что раньше был художником-дизайнером, увлекался хатха-йогой, а в 1979 году, когда в Киеве появились первые кришнаиты, принял их учение. (Официально киевская секта была зарегистрирована в 1990 году, сейчас в столице насчитывается несколько тысяч последователей Кришны, в Украине -- 55 тысяч.) Неприятной для Ачьюты оказалась тема отношений с родителями учеников. В ответ на мои намеки на разрушенные семьи, он лишь заметил, что подобное было раньше. Сейчас кришнаиты осознали свои ошибки. Если мать с отцом против, детям рекомендуют не вступать в академию. Принимают сюда только тех, кому исполнилось 18 лет. Срок обучения зависит от желания студента. Трехмесячный курс предназначен для того, чтобы человек определился, подходит ему это или нет. Некоторые задерживаются на три года, а вообще программа рассчитана на тринадцать лет, после которых можно возвращаться в мир проповедовать кришнаизм примером собственной жизни. К слову, обучение и проживание в академии бесплатные. Существует она, как меня заверили, за счет пожертвований.

КРЕСЛО ДЛЯ ФОТОГРАФИИ

Храм намного отличается от остальных помещений. Высокий, очень светлый и красивый зал с балконами. На полу -- мрамор. В одном конце алтарь со статуями божеств Шри-Шри Гауры и Нитай, густо разукрашенных и разодетых. Напротив -- большое кресло с фотографией основателя Международного общества сознания Кришны Бгактиведанта Свами Прабгупада. На полу кое-где разбросаны небольшие коврики и подушечки.

Возле алтаря уже сидели ученики, игравшие на традиционных музыкальных инструментах -- тарелочках, барабанах. Самый главный, аккомпанируя на фисгармонии, пел в микрофон "Харе Кришна, Харе Рама". Остальные ему вторили. Медленные индийские мотивы сменялись быстрыми, но текст оставался прежним. Поющие постепенно входили в экстаз, еще немного -- и я бы начала подпевать. Но тут в зал вошли первые "посетители".

Сразу было видно, кто здесь "свой", а кто новичок. Дело не в одежде, просто некоторые при входе становились на колени и целовали пол, а другие стыдливо жались к стенке, не зная, то ли бить поклоны, то ли так сойдет. Мимо проплыла сероглазая блондинка в фиолетово-голубом сари. Она грациозно поклонилась алтарю, затем, усевшись на свободной подушечке, запустила руку в мешочек и начала что-то усердно там перебирать. Оказалось, что внутри четки о 108 бусинках, которые за день нужно пропустить по кругу не менее 16 раз.

Мои наблюдения прервал худенький студент. Бледное, почти прозрачное, лицо, тихий голос. Представился -- Дева Спада. Разговорились. Еще в армии он увлекся наркотическими травками. Начали преследовать демоны, особенно по ночам. Мучился долго, пока знакомый не посоветовал перед сном три раза читать мантру "Харе Кришна". Почувствовал себя лучше, а когда начал вкушать прасат (освященную пищу), излечился полностью. (Именно прасатом кришнаиты кормят малоимущих и новичков, считая, что это обязательно приведет их к Кришне).

Людей становилось все больше. Вот прошли две барышни: видно, что подружка подружку привела. Новенькая не скрывала своего восхищения. Большими глазами рассматривала все вокруг, а уже через пятнадцать минут хлопала в ладоши в такт музыке. По шевелящимся губам можно было прочитать: "Харе Рама, Рама..."

"МЫ НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ В РАСШИРЕНИИ ПАСТВЫ"

Взгляд наткнулся на старика, который затесался в ряды музыкантов. Вот уж кого не ожидала увидеть здесь, так это пожилого человека. Впоследствии выяснилось, что зовут его Николаем Николаевичем, жена православная, а он "перекрестился" и не жалеет об этом. Сказал, как отрезал. Более разговорчивой оказалась Шачирани Даси, она же Антонина, которая продавала на раскладке литературу и сладости. На вопрос о возрасте, широко улыбнувшись, ответила: "Мне 18, а телу – 58". Даже не пришлось спрашивать, что да как, сама все выдала: болела очень, ни врачи, ни молитвы не помогали. Как-то сын притащил домой "Бхагават-Гиту", долго рассматривала красочные картинки, потому что читать по слепоте не могла. А однажды поняла, что отчетливо видит буквы. Это было первое чудо. Многие знакомые до сих пор крутят пальцем у виска, мол, совсем бабка на старости лет свихнулась. Но ей от этого не плохо: здоровая, веселая, счастливая... Хотите быть такой же? Приходите к нам, кушайте прасат.

-- Оставайтесь на пир после лекции, -- добавила Антонина. -- Убедитесь, какая вкусная у нас пища. Раз попробуете -- ничего другого есть не захотите...

"Да что они, помешаны на своей еде? -- только успела подумать, как замерла от неожиданной догадки. -- Может, в этом все и дело?" Не хочется проводить параллели с определенного рода зависимостью, но... Тут я вспомнила слова Ачьюты Прии:

-- Мы не пытаемся привлечь людей других конфессий, потому что не заинтересованы в расширении паствы: если толпы фанатичных последователей будут что-то не так делать, начнут преследовать религию. Нас больше интересует, чтобы человек сознательно сделал свой выбор и пришел сюда по доброй воле.

Люди, с которыми я общалась в духовной академии, были со мной очень милы, поэтому как-то неудобно делать выводы, способные бросить на них тень. Но факты налицо: слова "пастыря" никак не вяжутся с традицией кормить всех и каждого ритуальной пищей, веря, что это приведет их к "истинному Богу". И потом, такая привлекательная кришнаитская толерантность и бесконфликтность невольно наталкивает на мысль о тихом омуте. Да, люди находят здесь мир и покой. Но этот мир какой-то искусственный. По этому поводу один из российских ученых-востоковедов выразился так: между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком "Зуко" и соком живого плода...