Выпуск газеты Сегодня №106 (858) за 16.05.2001
"Я С ПИРАТАМИ НЕ ВОЮЮ -- У МЕНЯ ДРУГАЯ ПРОФЕССИЯ"
"Просто у него есть особый дар передавать наши ощущения... Черт его знает, откуда он достает слова, которые вертелись у нас на языке?" -- написал в предисловии к митяевской книжке Григорий Горин. "Ах, какая бы встреча была, если б все были живы мы..." -- тяжело вздохнув, процитирую я Митяева...
Да кто такой этот ваш Митяев? -- возмутитесь вы, если ни разу его не слышали. Кто? А тот самый мальчишка, который в 23 года написал и спел: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались", -- и вся тогда еще необъятная страна подхватила. Тот видный, но несколько застенчивый мужчина, который в 32 сочинил песню про соседку с ненаточенными ножами, в 35 -- "Француженку", которая "такая же москвичка, как была...", а в 38 услышал все это от Шуфутинского. Тот "заматерелый" и уже чуть самоуверенный самый любимый бард СНГ рубежа тысячелетий, который сейчас, в свои 45, собирает аншлаги по всему миру и при этом умудряется писать так же задушевно и петь свои песни так, что хочется плакать. "Он шьет из светлой грусти непраздничные вещи". И категорически отказывается себя "классифицировать":
-- Я плавал себе в бассейне в институте физкультуры, однажды меня выловили оттуда представители клуба самодеятельной песни челябинского тракторного завода и притащили к себе в клуб. И я стал петь, в общем-то, "под ружьем". Никогда не предполагал, что буду петь со сцены. Раньше у меня была такая тетрадочка, как у всех: "Самоцветы", Высоцкий, блатные песни -- все вперемешку. И как меня ни заставляли задуматься, к авторской песне я отношусь или к какой другой -- я до сих пор считаю, что это бесполезно. Мне неинтересно разбираться, как это называется: акын, миннезингер, бард, авторская песня, попса...
И он прав. Ибо если Митяев -- "попса" -- ну что ж, значит я люблю попсу. Очень и очень. В понедельник, 21 мая во Дворце "Украина" Олег Митяев выступит с концертной программой "Жизнь замечательных людей". Ну как же было не позвонить накануне в Москву?
-- Олег, я знаю, что вы только что вернулись с Кипра. Как прошли концерты там?
-- Хорошо прошли. Там же тоже -- наши люди. И местные -- они тоже "наши". Так что мы собрались и попели песен. И хором в том числе. (Да, когда-то Олег рассказывал: "У меня школа Челябинской областной филармонии. Когда меня выгружали, скажем, на 14 концертов за два дня по "красным уголкам". И я должен был прийти, завладеть и уйти победителем. И чтобы все сказали: "Какой хороший парень приезжал! Артист!" -- Теперь ему все нипочем, хоть перед зулусами в Африке петь, хоть перед киприотами... -- Н.Х.)
-- А вы в курсе, что самарский клуб авторской песни собирается проводить в августе на Кипре всемирный слет российских бардов?
-- Да, меня приглашали...
-- Так они и всех любителей авторской песни приглашают -- дескать, приезжайте, только заплатите за тур $500...
-- Знаешь, я боюсь, что это в большей степени не творческая акция, а коммерческая. Вот 9--10 июня в Москве, в Театре имени Вахтангова будет Международный фестиваль имени Булата Окуджавы -- приедут барды из Японии, Франции, Чехии, Польши -- это, мне кажется, будет интересно... Помню, я когда-то Окуджаве жаловался: "Булат Шалвович, че-то не пишется мне! Так хорошо писалось -- а сейчас не пишется". А он: "Ничего, это бывает. Пока читайте".
-- Олег, вы собирались записывать диск на стихи Бродского...
-- Да, у нас с Леонидом Марголиным уже почти все готово -- осталось только сесть и записать. Но мы хотим предложить, чтобы все это спели... молодежные группы: "Отпетые мошенники", "Руки вверх!", "Премьер-министр", Децл... У них, наверное, это проще получится. Но чтобы они записали это в несвойственной для себя манере.
-- Ну-ну... А с ними вы уже на эту тему переговорили?
-- Нет, они пока еще об этом не знают.
-- Честно говоря, и у вас сейчас стала чуть другая публика -- вы это замечаете?
-- Нет, публика другая не стала... Это большая дилемма: когда есть люди, способные заплатить за билет большие деньги, и их много, и они приходят, то глупо было бы их отталкивать. Они же тоже из любви к песне это делают, да?
-- А концерты в ГКЗ "Россия" -- это теперь тоже традиция? У вас ведь и в этом году было подряд три аншлага...
-- Да вот нам предлагают проводить там концерты дважды в год. Но я думаю, это все-таки слишком часто -- попробуем раз в год. Здесь же тоже свои рекорды. Мы вот отважились сделать самые дорогие билеты по 500 рублей в "Россию", а эти билеты за неделю были скуплены и потом в течение месяца продавались у спекулянтов по 2500. И все продались! А в результате заработали "пираты".
-- Кстати, как вы с ними боретесь?
-- А я с ними не борюсь -- это не моя профессия... Конечно, когда такое количество народу, как в "России" -- три тысячи -- мне сначала показалось, что это переходит в какое-то другое качество. Эта большая возбужденная аудитория сразу тебя подталкивает к тому, чтоб ты разговаривал "неспокойно". Но с другой стороны, в Санкт-Петербурге в "Октябрьском", где четыре тысячи, такого не было -- был вполне "домашний" спокойный вечер. А вот какой будет вечер в Киеве... у вас в "Украине"-то сколько людей?
-- Тоже три тыщи с копейками.
-- Во-от, три тыщи с копейками... Какой будет вечер -- зависит от тех, кто придет. А я-то уж буду стараться. Мы в прошлый раз уже пели "Жизнь замечательных людей"? Ну вот, я ее маленько усовершенствовал... Вообще у меня сейчас есть идея провести три концерта под названием "Весь Митяев". И это будут три абсолютно разных концерта. Ну может быть, будут повторяться песни четыре, без которых нельзя...
-- Это без каких?
-- Просто не дадут, наверное, выступить без "Соседки", "Француженки", "Лето -- это маленькая жизнь", "С добрым утром, любимая!" и "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".
P.S. Ну что, граждане, встречаемся в понедельник в "Украине"?