1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №110 (862) за 21.05.2001

ПЛАТНЫЕ ДОРОГИ -- НЕ ШУТКИ ВОДИТЕЛЕЙ

Сообщения в прессе и на телевидении о том, что дороги станут платными, вызвали у столичных владельцев авто разную реакцию -- у кого пробежал холодок по спине, у кого с языка крепкое словцо слетело, кто смачно сплюнул... Город полнится самыми неимоверными слухами.

За разъяснениями мы обратились к начальнику отдела инвестиций Украинской государственной корпорации по строительству, ремонту и содержанию автодорог "Укравтодор" Владимиру Федоруку.

-- Уже к концу нынешнего года в концессию (долгосрочную аренду) будут переданы некоторые международные автомагистрали и сервисные комплексы, которые к ним прилегают. Согласно нашему законодательству концессионной не может стать уже действующая дорога, а это означает, что ее сначала нужно построить, организовать соответствующий сервис, взять в аренду у государства и лишь после этого брать деньги за проезд и постепенно возмещать убытки.

Появление платных магистралей ни в коем случае не означает, что исчезнут дороги общего пользования. Наличие альтернативной трассы обязательно(!), причем идти она должна параллельно платной. Так что у владельцев автомобилей всегда будет выбор: трястись по до боли знакомым отечественным ямам и колдобинам или с ветерком промчаться по лощеному автобану западного образца. И если сервис на платных дорогах будет разным (в зависимости от вложений инвестора), то покрытие магистрали, ее пропускная способность и максимально допустимая скорость будут значительно выше, чем на параллельной.

На сегодняшний день у нас существует семь объектов, которые предоставят в концессию. Приоритет отдается строительству платных дорог вдоль транспортных коридоров и автомагистралей, интенсивность движения транспорта на которых позволит быстро вернуть вложенные деньги. Итак, первыми платными станут трассы: Львов--Краковец, Львов--Броды, Кошин--Киев, Киев--Винница, Киев--Харьков--Довжанский, а также дорожные комплексы в районе с. Гребенка (на трассе Киев--Одесса) и на трассе Киев--Ковель.

Как именно будет осуществляться плата за проезд, решает концессионер, государство лишь определяет максимальную сумму взноса, которая учитывает интересы пользователя (стоимость проезда зависит и от технической характеристики дороги). Предполагается, что для легковых автомобилей и мотоциклов плата составит до 21 коп. за километр, для микроавтобусов, легковушек с прицепом и грузовиков до 3,5 тонн -- до 29 коп., грузовиков грузоподъемностью до 12 тонн и автобусов с количеством до 29 мест -- до 61 коп., для грузовых автопоездов -- до 74 коп. На въездах, выездах, а также в местах пересечения с обычными дорогами установят пропускные пункты, на которых нужно будет оговаривать километраж пробега, там же будет вноситься плата. Для того, чтобы съехать с концессионной дороги, построят специальные двухуровневые развязки.

Концессионные трассы предусматривают и льготный проезд. В случае стихийных бедствий, катастроф или эпидемий местные власти имеют право разрешить проезд по платной дороге. Концессионными дорогами смогут пользоваться машины скорой помощи, милиции и транспорт госструктур, но с последующей компенсацией инвестору.

Приносить прибыль платная дорога будет не скоро. На строительство одного километра необходимо потратить 5--6 млн. грн., окупается же она не менее 10 лет (чтобы магистраль не была убыточной для инвестора, по ней должно проезжать 8 тысяч авто в сутки). Деньги, вырученные от концессии дорог, направятся в государственный бюджет и в дальнейшем пойдут на ремонт и содержание автодорог общего пользования. По мнению Владимира Федорука, от платных автомагистралей немалая польза будет не только государству, но и городу, особенно если столица создаст соответствующую инфраструктуру для транзитных потоков, которые проходят через ее территорию.