1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №110 (862) за 21.05.2001

МЕХАНИК "ОДЕССЫ" УМЕР,КОГДА У НЕГО ГОСТИЛА ЖЕНА

Мы продолжаем тему, поднятую газетой в предыдущих номерах, о судьбе арестованного в Неаполе теплохода "Одесса" и его экипажа. Самое страшное, что пока идут денежные разбирательства, умирают люди. Первый член экипажа ушел из жизни год назад. Совсем недавно, 4 мая, не стало электромеханика Евгения Лапшина.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Теплоход "Одесса" арестовали 11 апреля 1995 года. Основанием стал предъявленный Черноморскому пароходству иск немецкой компании "Ллойд верф" на сумму свыше 13 миллионов долларов США за ремонт судна "Белоруссия", которое потом не раз меняло название и которое Украина потеряла. Добавлялись и снимались иски, менялись кредиторы. Последний -- группа итальянских страховых компаний -- периодически доводил дело до аукциона, но его каждый раз переносили.

Менялись руководители пароходства, менялся экипаж на судне. Нынешний отправили на "Одессу" четыре года назад по договору на... пять месяцев. По истечении срока договора пороходство не рассчиталось с моряками -- "нет денег". А те, наученные горьким опытом коллег, без честно заработанной зарплаты уходить не стали и обратились с иском в суд. Условия, в которых они не просто ждут деньги, но и несут вахту, обеспечивая сохранность корабля, жуткие.

"Одесса" обесточена, нет воды. Теплоход стоит на рейде, а значит им "играют" все шторма. Люди при этом ломали ребра, ноги... Зимой в каютах едва выше ноля. Греются, наполняя пластиковые бутылки горячей водой. Летом другая напасть: в каютах до пятидесяти градусов жары, вентиляцию включить нельзя, поэтому спят на палубах. Без топлива команда отрезана от берега -- ни продуктов купить, ни "скорую" вызвать. Приходится буквально выпрашивать все и у всех. Врач на корабле появляется только, увы, с очередной смертью. На последнем осмотре он вынес "приговор": "Здоровых нет ни одного". Средний возраст моряков 40--45 лет, им до пенсии еще работать и работать, а они, по мнению жен, уже калеки.

Год назад жены были готовы объявить голодовку, пешком идти в Киев. Но их уговорили поверить в последний раз: все будет "предпринято, усилено, организовано и в скорейшее время выплачено". И вот новая смерть...

НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО БЕДЫ

Спустя четыре года после расставания с мужем Таисия Лапшина, решила: надо поехать к нему, подождать аукциона по продаже "Одессы", который планировался на 8 мая, и возвратиться вместе домой.

"Наскребли" всем миром денег, и полетела Таисия Герасимовна в Неаполь. Нашла там мужа в относительном здравии, как говорится, по возрасту, -- ему было 64 года. В тот день, 4 мая, ничто не предвещало беды. Поужинали, "хозяйка" пошла мыть посуду, а вернулась -- Евгений Дмитриевич был мертв. Показалось странным, что он лежал на полу, на голове -- след от удара, лицо разбито. Возможно, падая, ушибся?.. Смерть в день приезда жены -- совпадение или может кто-то испугался, что механик "сболтнет лишнее"?

Звонок домой 5 мая был страшным, но никуда не деться -- дети должны были знать и что-то делать, чтобы тело отца перевезли на родину... Но на "девятины" пришлось поминать человека, не преданного земле. О доставке домой тела Евгения Лапшина, кроме родных, хлопотали лишь сотрудники итальянского похоронного бюро. 10 мая они сообщили, что документы готовы. Но надо дождаться результатов экспертизы -- полиция предоставит их через 30--40 дней. Каюта, в которой нашли тело, сразу была опечатана. Запертыми оказались все вещи и лекарства Таисии Георгиевны. Она их получит, когда решится вопрос об отправке покойного в Одессу. Но для этого нужны деньги и немалые. А с ними вышла большая заминка.

На 8 мая был назначен аукцион по продаже теплохода. Как заявлял ранее президент ЧМП Борис Щербак, средства, вырученные от этого, пойдут на погашение долгов. А только прямые долги пароходства за обслуживание судна и работу экипажа достигли 2,2 миллиона долларов США. Зарплату "одесситы" не получают уже 28 месяцев (это примерно 800 тыс.долларов). Но желающих приобрести "Одессу" по цене, эквивалентной 8,3 млн. долларов, не оказалось. Аукцион опять перенесли, по сообщению капитана Владимира Лобанова, -- на 10 июля, а стартовую цену снизили на 20%, до 6,6 млн. долларов. Кстати, министр транспорта Украины Леонид Костюченко считает, что и это нереальная цена, исходя из нынешнего состояния судна.

В то же время руководство ЧМП начало погашать задолженность по зарплате своим работникам. Может быть, попадет в тот список и Евгений Лапшин? Этим последним рейсом он надеялся обеспечить старость себе и жене.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

-- У меня растет 15-летний сын Женя, -- говорит невестка Евгения Лапшина, Виктория. -- Дед для него -- идеал, он хочет быть таким же. А я с ужасом думаю, что его может ждать такая же судьба. Воспитать отличных сыновей, стоять до последнего на вахте и не заслужить человеческого отношения хотя бы после смерти...

P.S. Как сообщала "Сегодня" в предыдущем номере, десять тысяч долларов на доставку в Одессу гроба с прахом Евгения Лапшина найдены и переданы капитану судна. Однако итальянская полиция пока запрещает отправку останков на родину, так как подозревает, что Лапшин мог умереть насильственной смертью. И расследует эту версии.