1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №111 (863) за 22.05.2001

ПЕРЕГОНЩИКИ СНИЗИЛИ ПРИБЫЛЬ -- И БЭУШНЫЕ ИНОМАРКИ НЕ ПОДОРОЖАЛИ

Три месяца назад вступил в силу закон, ужесточающий правила ввоза в Украину иномарок. Это позволило перекрыть большинство лазеек для теневых дельцов от автобизнеса, лишавших казну миллиардов налоговых гривен. Но были опасения, что "драконовские" меры растаможивания бэушных авто спровоцируют их резкое подорожание, и подержанные машины станут недоступны для "маленького украинца". С просьбой дать оценку сложившейся ситуации мы обратились к генеральному директору Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олегу Назаренко.

-- Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты по регулированию рынка автомобилей в Украине" сделал невыгодными поагрегатный и временный ввоз транспортных средств, а также их легализацию путем отчуждения за мнимые долги, "невыполнение гражданско-правовых договоров" (разумеется, без уплаты налогов) и некоторые другие ухищрения. В результате ожидалось, что подержанные иномарки подорожают если не на величину обязательных платежей и сборов, то, по крайней мере, на близкую к ней сумму. А цены остались практически без изменений.

-- Чем объяснить такой парадокс?

-- Перегонщики автомобилей, считавшие, что меньше чем за $500 прибыли с машины работать невыгодно, смирились и теперь работают за $250--300: жить-то надо. Стало быть, у них был немалый запас прочности, ведь еще год назад, после отмены индикативных цен, ниже которых авто не могли быть оценены, "навар" мог составлять до нескольких тысяч "зеленых" на единице. Да и зарубежные владельцы бэушного "железа" сбросили стоимость, справедливо рассуждая, что лучше получить со скупщиков меньше, чем вообще ничего.

-- Что можно сказать о сохранении запрета на ввоз транспортных средств старше 8 лет, мотивируемого их плохим техническим состоянием и экологической опасностью?

-- Мы вынуждены признать право государства на защиту национального производителя. Подобные ограничения есть в законодательстве многих стран.

-- Законом введена обязательная сертификация новой иномарки, ввозимой физическим лицом, но как обзавестись этой бумагой?

-- Получить такой документ в Украинском центре стандартизации, метрологии и сертификации -- дело дорогое, порядка нескольких тысяч долларов. Поэтому официальный дилер сертифицирует модель автомобиля, а затем "частник", ввозя новую машину, приобретает у дилера копию сертификата. Ему это обойдется в 100--200 грн., в зависимости от модели.

-- Действительно ли благодаря названному закону потребитель начал поворачиваться в сторону "белых" дилеров?

-- Да, тем более, что закон не повлиял на цены новых авто. Более того, намечается тенденция к их снижению. Украинские официальные дилеры завоевывают уважение производителей, а значит, получают все больше льгот и скидок при оформлении заказов. Дорожать будут только престижные модели, ведь упомянутые уловки для обхода казны в первую очередь применялись именно для их "натурализации". Кстати, по итогам минувшего квартала украинский производитель вышел на второе место по продажам новых автомобилей. На первом, как и прежде, ВАЗы, на третьем -- ГАЗы, в основном за счет моделей, собираемых в Крыму. В Луцке и Херсоне тоже собирают разные модели жигулей. Ведь, по решению правительства, теперь все бюджетные организации Украины обязаны покупать только транспорт отечественной сборки.

-- Тем не менее, если "черный" дилер скорее мертв, чем жив, то "серый" пока держится. Ведь осталась возможность беспошлинно ввезти машину, приобретенную за счет командировочных, при фиктивном въезде в Украину на ПМЖ или оформлении наследства...

-- Во всем цивилизованном мире наследство, полученное за пределами страны проживания, облагается по самым высоким ставкам. У нас они часто символические. А не мешало бы приподнять планку -- дабы уравнять в правах тех, кто получил от "забугорных" родственников наследство и тех, кто, не имея таковых, вынужден платить большие налоги, приобретая авто за свои кровные. То же касается дипломатов, моряков загранплаванья и прочей "странствующей братии", до сих пользующейся льготами на беспошлинный ввоз машин за счет командировочных. В этом вопросе их необходимо поставить в равные условия с остальными гражданами, а нелегкий труд поощрять исключительно соответствующей зарплатой. А вот борьба с мнимыми переселенцами, везущими в Украину дорогостоящие "колеса" -- дело правоохранительных органов.