1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №111 (863) за 22.05.2001

ТЕПЕРЬ ЭТО -- НЕ ЖЕЗЛ, А ПОЛОСАТАЯ ПАЛКА? КАК БЫ НЕ ТАК!

С 5 мая действует закон, ограничивающий возможности работников ГАИ изымать у водителей права и сам автомобиль. "Демократизация" -- это хорошо, но как бороться с серьезными нарушителями Правил дорожного движения, к примеру, севшими за руль подшофе или выехавшими на трассу в автомобиле без тормозов? Оказывается, "узда" на таких имеется, причем крепкая.

Поэтому всем водилам полезно знать, какие права и обязанности, согласно временной подзаконной инструкции имеют, гаишники. Кстати, по мнению, начальника управления ГАИ МВД Украины генерала Александра Миленина, не все они по профессиональным и личным качествам соответствуют занимаемой должности. В результате переаттестации около 8,5 тысяч их уже сменили место работы, 808 -- уволено, против 9 бывших сотрудников ГАИ возбуждены уголовные дела.

Для "затравки" -- чуток устрашающей статистики: на 5--6 миллионов эксплуатируемых у нас авто ежегодно приходится несколько десятков тысяч ДТП: вероятность каждого водителя попасть в аварию -- 1--1,5%. К таковой приводит менее 1% выявленных нарушений, основная причина аварий -- превышение скорости, которым за рулем грешит каждый четвертый. Как правило, "езда с ветерком" остается безнаказанной не более 3 месяцев.

Итак, остановивший автомобиль или пешехода "служитель жезла" прежде всего обязан назвать свою фамилию, должность и звание. Далее -- объявить вам ваши права и сообщить, что, по его мнению, вы нарушили.

Затем в вашем присутствии составляется протокол о нарушении с указанием наложенного взыскания. Если их несколько -- соответственно возрастает и количество протоколов. При оформлении ДТП к протоколу прилагаются пояснения водителей и свидетелей и данные об автомобилях, попавших в аварию. Желательны и понятые, хотя их отсутствие, как правило, не влияет на признание судом легитимности составленного документа. Как и наличие на нем вашей подписи. Впрочем, можете не оставлять автограф, если считаете, что гаишник неправ: при отсутствии понятых законность не подписанного вами протокола очень даже можно оспорить в суде, куда дело, в соответствии с новым законом, будет передано. Далее можете быть свободны, ожидайте повестки из суда. Если его решение о взыскании штрафа вступит в законную силу -- поторопитесь рассчитаться. В Кодекс об административных правонарушениях собираются внести изменения о введении прогрессивных штрафов, как это принято за границей. В результате можно уплатить в 10 раз больше. По поводу сниженного размера штрафов особо обольщаться не стоит. Вероятно, вскоре необлагаемый налогом минимум будет увеличен. А сумма взыскания "привязана" именно к нему.

Что касается серьезных нарушений, при которых дальше ехать нельзя, -- нетрезвое состояние водителя, не соответствующее Закону "О дорожном движении" техническое состояние авто, перебитые на кузове номера и т.д. -- работник ГАИ, в соответствии со статьями 15 и 37 упомянутого закона и статьями 130, 260 и 265 ч.1 Админкодекса, как и прежде, может изъять и удостоверение на право управления, и само транспортное средство до решения суда. Водителю в установленном порядке выдается временное разрешение на управление автомобилем. А чтобы не нарушать ст. 41 Конституции на право распоряжения имуществом, для пьяниц за рулем предусмотрена возможность не ставить исправную машину на штрафплощадку, а воспользоваться услугами друга (кума, брата, свата), чтобы отогнать ее домой.

Справятся ли наши перегруженные суды с лавиной новых дел, число которых может достичь 5--7 млн. в год? Критерием истины станет практика. Скоро грядет судебная реформа, подобные дела будет рассматривать вновь созданный административный суд: возможно, в упрощенном порядке, без присутствия сторон. А что касается искоренения мздоимства на дорогах, то законом их искоренить трудно, условия для "договориться" остались. Они -- в головах. Как дающих, так и берущих.