1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №112 (864) за 23.05.2001

"СТРЕЛОЧНИК", "СТУКАЧ", СТЕЛЛИНГ И ДРУГИЕ

К сожалению, Украина сегодня намного лучше знает американское кино, нежели европейское. Особенно далеки мы от относительно молодого кинематографа cтран Бенилюкса, мастера которых нет-нет да и взрывают кинобомбочку, посылая в аут выстроившихся в очередь за славой американских кинематографистов и "вливая" "свежую кровь" в мастеров Старого Света. Последние примеры -- датчанин Ларс фон Триер со своей "Танцующей в темноте" и голландец Майк фон Дим с оскароносным "Характером".

С практически неизвестным у нас голландским кинематографом появилась возможность ознакомиться на фестивале, организованном фондом "Искусство, культура и наука" (Нидерланды--Украина) и состоявшимся уже четвертый раз. Киевским киногурманам уже известны многие труднопроизносимые нидерландские фамилии, например, Йоса Стеллинга, который впервые приезжал в качестве члена жюри одной из "Молодостей". В этом году он привез два своих фильма -- очаровательную короткометражку "Бензоколонка" из серии "Эротические рассказы" и фильм "Стрелочник". И хотя последний снят 15 лет назад, пожалуй, в нем и сосредоточились характерные черты современного голландско-европейского кино: метафоричность и углубленность во внутренний мир героев. По интересным находкам, "вылизанности" деталей (фильм без диалогов) и удивительным крупным планам "Стрелочник" может служить хрестоматийным пособием по современной режиссуре. Главную роль странного, оторванного от жизни стрелочника, живущего, как животное-автомат на заброшенном полустанке, играет непрофессиональный актер, о котором Стеллинг сказал, что он сам -- произведение искусства. А фильм в целом как бы подтверждает его теорию, что "самое интересное, что происходит в жизни -- происходит между. Между мужчиной и женщиной, между ночью и днем". И услышав другие афористические высказывания режиссера, понимаешь, что он не может делать никакое другое кино, кроме авторского. Йос Стеллинг: "Я снимаю фильм два-три года, а у вас потом есть всего 90 минут, чтобы он вам нравился или нет. Если кому-то фильм нравится, то это не моя заслуга, это заслуга того, кому этот фильм нравится. Женщина мыслит окружно, а мужчина -- прямолинейно. Она -- это вся природа, а он -- маленькое насекомое.

Настоящим сюрпризом стал и один из первых фильмов Пола Верхувена "Турецкий фрукт", как бы подтвердивший, что учение Фрейда для современных кинематографистов уже не теория, а конкретная практика. Автор голливудского "Основного инстинкта" уже здесь начал показывать жизнь через разные аспекты секса. Но такой физиологизм восприятия жизни приводит героя (в исполнении другого голландского "беженца" Рутгера Хауэра) к ее отторжению. Фильм, признанный лучшей голландской картиной ХХ века, убеждает, что автору "Невидимки" есть смысл возвращаться в родные кинопенаты, чтобы там снова "зарядить батарейки".

Кроме этих фильмов, на фестивале преимущественно были совсем "свежие" работы, дающие представление о стране и людях, которые пытаются, в прямом или переносном смысле, вырваться из монотонной привычной жизни. И всегда это внутренний бунт. В этом смысле фильм Эрика де Брауна "Дикие мидии" особенно впечатляет. А еще дает возможность познакомиться с молодой голландской звездой -- замечательным актером с русским именем Федя ван Хьюит.

Некоторые картины откровенно скучны. Так фактурно безупречный фильм "Боорман и К" -- это видеопособие для начинающих "деловых" людей и работников рекламного бизнеса, а документальный "Море задумалось" -- по психологии и социологии. Возможно, это тоже кому-то нужно. Но главное -- в отличие от мнения прокатчиков, кино Голландии интересно и близко зрителям, особенно молодым: залы Дома кино и "Кiнопалаца", где проходили просмотры, были переполнены. И отрадно, что фестиваль уже вышел за пределы столицы, охватив и другие города Украины.