1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №112 (864) за 23.05.2001

"ХАРАКТЕР У МЕНЯ ПРОТИВНЫЙ -- Я ВСЕГДА ДОБИВАЮСЬ СВОЕГО"

Есть актеры, на которых, как на китах, держится наше искусство. Кроме таланта, они обладают еще каким-то магнетизмом. Такова Ольга Аросева -- блистательная пани Моника. Мы встретились в ее родном театре Сатиры, в комнате, где висит табличка: "Здесь гримировался Анатолий Папанов"...

-- Ольга Александровна, вы 50 лет (Господи, и произнести-то страшно) работаете в театре Сатиры. Чего в вашей жизни больше: юмора, сатиры, трагедии, комедии?

-- Ой, да всего навалом! Жизнь пестрая, как у всей страны. Она соткана из трагедий, из юмора, из иронии... Из чего угодно!

-- К вам был приклеен ярлык "дочь врага народа"...

-- Не буду ханжить: не так уж сильно отразилась на мне эта тяжесть жизни. У меня не та профессия, для которой это имело бы огромное значение. Ну... со званием задерживали. Или там -- за границу не выпускали. Но каких-то репрессивных мер не было. Это ведь не секретный завод, а сцена.

-- Вам что-либо известно о судьбе отца после ареста?

-- Папа из моей жизни исчез, когда мне исполнилось 12 лет. Он был послом России в Швеции, в Риге, в Вильнюсе, в Чехословакии. В Париже работал первым секретарем посольства... По приезде в Москву был Председателем ВОКСа -- Всесоюзное общество культурных связей с заграницей. С этого поста его забрали, и он исчез. Из моей жизни и из жизни вообще. В 38-м его расстреляли. Я читала все документы, протоколы допросов, решение "тройки". Все-все-все...

А мама была выпускницей Института благородных девиц. Делать в жизни ничего не умела. Знала несколько языков, была образованнейшей женщиной, но абсолютно ни к какой работе не была приспособлена. После ареста папы на нее свалилась масса проблем, чисто житейских, бытовых сложностей и клеймо "жены врага народа". Но она с юмором относилась ко всем явлениям жизни, и ее не сломило ничто.

-- Говорят, что актерскую профессию не выбирают, а выбирает она. И все-таки, если не актрисой, то кем бы вы могли стать?

-- Никем. Я с детства была убеждена, что стану актрисой. Только не знала, какой именно. Я и дирижером хотела быть, и наездницей в цирке, и драматической артисткой. Были шатания в смысле выбора амплуа, жанра... Но что это на сцене должно происходить, было совершенно точно известно.

-- А говорят, что вашей первой профессией была "водитель троллейбуса"?

-- Ой, нет! Это меня Рязанов обязал окончить курсы водителей, чтобы играть в "Берегись автомобиля". Я там сама управляю троллейбусом. Вот, может, уйду из театра, тогда пойду проситься в троллейбусный парк.

-- С кем из режиссеров вам интереснее всего работать?

-- Ой, мне со всеми интересно. Даже с плохими! Когда режиссер предлагает тебе явную чушь и пошлость, так приятно становится! Думаешь: никогда в жизни не буду делать этого!

-- Да, наверное, с вами нелегко приходится режиссерам...

-- С режиссерами я ругаюсь. Характер у меня противный. Я всегда добиваюсь своего.

-- Чем талантливее актер, тем больше с ним проблем?

-- Ну, так нельзя сказать! И бездарных склочников полно! Тут трудно определить... Но если я в чем-то убеждена, то смогу убедить и режиссера.

-- А как понять, что прав именно ты, а не режиссер?

-- Ну, не знаю, интуиция, наверное... Попробуешь так, эдак... Актер ведь больше вползает в шкуру персонажа... Смотришь -- не получается. Тогда пробуешь другие пути. Если режиссер не позволяет, начинаешь его обманывать...

-- Чем заполнена ваша жизнь?

-- Работой. Я никогда не устаю от труда. Пребывание на сцене для меня вещь здоровая и полезная. Я устаю от безделья.

-- Что с творческими планами?

-- Сейчас трудно что-либо планировать. У нас большой поворот в жизни театра... Пришел новый худрук -- Александр Ширвиндт. Сейчас он очень быстро, за полтора месяца, поставил спектакль "Андрюша", посвященный 60-летию Андрея Миронова. Театр работал с удовольствием. Он всех объединил.

-- Даже интриги поутихли?

-- А у нас в театре очень мало интриг. У нас все актеры самодостаточные. Очень много у всех работы. И на стороне тоже. Поэтому для интриг времени не остается.

-- А как у вас в театре отнеслись к воспоминаниям Егоровой о Миронове?

-- Да никак! Ну что ж, человек вправе фантазировать все, что угодно. Жаль только, что она о товарищах так злобно написала. А так... мы-то знаем, как все было на самом деле. Каждой женщине кажется и хочется верить в то, что ее любили больше всех. Что она -- самая-самая. Это заслуга Андрюши. Но таких несколько... десятков, которым казалось.

-- Ольга Александровна, какое желание, самое большое, у вас есть на сегодняшний день?

-- Найдите мне хорошую пьесу... или напишите...

-- Хорошо... -- неосторожно выпалила я.

Ну, вот! Слово -- не воробей. Сижу теперь, пишу пьесу. Для пани Моники. Может, понравится...