Выпуск газеты Сегодня №114 (866) за 25.05.2001
"ОЧЕНЬ ПЛОХО ДОЛГО НЕ БЫВАЕТ!"
ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"
Ефим Шифрин родился в 1956 году в Магаданской области. Затем семья переехала в Ригу. Закончил эстрадно-цирковое училище (эстрадное отделение). Учился на факультете режиссеров эстрады в ГИТИСе.
Первый сольный спектакль "Я хочу сказать" состоялся в 1985 году. Родители очень долго не могли понять феномен популярности сына. Мама однажды после концерта сказала ему: "Фима, как ты сумел запомнить столько глупостей?". И много усилий понадобилось уже популярному тогда Ефиму для того, чтобы объяснить отцу, зачем он дал автограф на перроне Рижского вокзала. "Ты просто расписался? Зачем?!" -- потрясенно вопрошал отец. А однажды в интервью "Аншлагу" бывший гулаговский зэк Залман Шифрин сказал: "Вообще-то я полагал, что сыну нужна профессия, с которой в зоне легче"
С 1990 года -- создатель и художественный руководитель "Шифрин-театра". Широко известны его работы в театре, в частности, в спектаклях Виктюка.
В 1996 году вышли три магнитоальбома Шифрина, в том числе и песенные. Ефим Шифрин -- автор книг "Театр имени меня", "Личное дело Ефима Шифрина"
Лауреат I Московского конкурса артистов эстрады, в 92-м ему была вручена премия "Золотой Остап".
"УКЛОНЯТЬСЯ -- МОЙ СПОСОБ УХОДИТЬ ОТ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ"
Ефим, сегодня вы принимаете участие в концерте для ветеранов Великой отечественной войны. Для вас этот праздник что-то означает?
-- Участие в этом концерте -- не формальный жест. Да, наверное,и нет семьи, которой это каким-то образом не коснулось. На войне погибли мои дядья, воевали мои деды... Все-таки здорово, что кто-то из ветеранов дожил до ХХI века...
Не всем из них уютно в новом веке, так же, впрочем, как не каждому из нас. Недавно видела вас в известной московской программе "Ночной полет", где вы в качестве "дежурного по стране" отвечали Андрею Максимову на вопросы о политике. Причем делали это, кажется, без особого желания... Временами -- явно уклонялись.
-- Это мой способ уходить от опасных вопросов. Я не люблю говорить о политике, потому что она не нами вершится и от нас не зависит. Другое дело, когда мне задают бытовые частные вопросы или вопросы о культуре -- откликаюсь с большим удовольствием.
ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"
Детство Ефим Шифрин провел на Колыме, однако вспоминает об этом без излишнего пафоса и драматизма: "... Отцу досталось, но жалость, адресованную ему, узнику ГУЛАГа, почему-то часто автоматически переносят и на меня. Это неправильно. К моменту моего рождения папу уже реабилитировали, он работал главным бухгалтером в конторе, и у нас дома даже стоял телефон. Да, уехать из Сусумана мы не могли, и в этом смысле мое детство , наверное, было более обделенным, чем у ровесников в Москве или Питере, но я не чувствовал себя ущербным".
Но ведь участвуете в правительственных концертах? Ваши коллеги так просто обожают с бокалом в руках "протиснуться", чтобы фотографы зафиксировали факт близости.
-- Вы знаете, я на своем веку пережил стольких правителей, режимов и прочего, что не питаю никаких иллюзий относительно любого из них. А насчет выступлений... конечно, я выступал перед всеми из них. И не всегда чувствовал себя уютно. Но, честно говоря, при Ельцине стало полегче. И хотя мы уже десять лет живем без цензуры, до сих пор чувствую какую-то внутреннюю несвободу. Впрочем, худшие временя все равно уже позади.
"АНШЛАГ" ХАЯТЬ НЕ БУДУ -- ЯЗЫК НЕ ПОВЕРНЕТСЯ"
Думаете, времена в принципе бывают "худшими" или "лучшими"?
-- В сравнении -- да. А на что нам теория относительности? Мне есть с чем сравнивать.
Ефим, год назад вы ушли из "Аншлага" -- программы, в которой работали очень долгое время и которую многие упрекают в дурном вкусе и "специфическом" юморе...
-- Да, я 13 лет провел вместе с этим "проектом". Поэтому не хотел бы ничего оценивать -- язык не поворачивается. Просто для себя я сделал какие-то выводы.
То есть уход был "концептуальным"?
-- Концептуальной бывает только поэзия или литература. А события твоей биографии -- вряд ли... Просто все имеет свой срок. Так же как и мое участие в "Аншлаге".
Ваше участие в театральных спектаклях (в частности, у Виктюка) всегда было достаточно интересным. Что впереди?
-- Есть один "кромешный" замысел! Но Виктюк у нас человек неуловимый, хотя идея его увлекла... Не могу пока рассказать -- суеверен... Но идея уже в замысле очень интересна...
Не пугает некая потеря в обществе интереса к театру -- по сравнению, скажем, с 70-80-ми? Да и то, что нам преподносит киевская и московская антреприза не способствует возрождению этого интереса.
-- А вы знаете, в чем тут дело... вот вы так ненароком употребили слово "концептуальный". Может, все беды от этого...
Вы меня не совсем правильно поняли. "Концептульный уход" в контексте нашего разговора в переводе на русский означал: "Ребята, вы все м...ки, и поэтому я ухожу", "неконцептуальный" -- "вы все замечательные ребята, но мне с вами надоело"...
--- (Хохот) А, вот как! Ну, тогда абстрагируемся -- поговорим о проблемах театра. Вся предшествующая его история для нынешних режиссеров оказалась неприемлемой. Они решили ее переписать. В результате все серьезные спектакли слишком заумны и скучны. И как полярный знак -- море коммерческих, развлекательных спектаклей, когда ты смотришь афишу и от одной дурости названия тебя воротит. НО! Небезызвестный вам Борис Сергеевич Брунов говорил одну фразу, покорявшую меня своей мудростью и простотой: "Очень плохо долго не бывает". Это касается и театра, и эстрады, и жизни.
ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"
Из высказываний Ефима Шифрина: "Десятилетия российской смуты породило зрителя, который не успел образоваться, потому что митинговал, не успел воспитать в себе вкус из-за того, что открывал кооперативную лавку, не смог научиться чувствовать, так как ему надо было выжить. И неважно, разъезжают ли эти люди на джипах или еще не успели разбогатеть. Это люмпены, спрос и вкус определяют сейчас именно они. ... Напротив Кремля обосновалась галерея Шилова, и на ней реклама, как на бакалейной лавке. "И эти люди запрещают мне ковыряться в носу"! И эти люди говорят мне о пошлости эстрады!"
"ЗА МОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ ХОРОШО ПРЯТАТЬСЯ"
Ефим, и все-таки... Вы ведь учились на артиста, а стали "разговорником". Никогда не жалели, что выбрали такую профессию?
-- Не жалел. Профессия душевная -- за ней так хорошо, удобно прятаться.
От кого?
-- От тех, кто гипотетически тебе угрожает, от тех, кто пытается влезть в твою жизнь. И потом... Недолюбил в жизни -- долюбил на сцене, недосмеялся в жизни -- досмеялся на сцене, недомечтал тут -- домечтал там. Другое дело, что меня не устраивает "язык" моей профессии. Но что делать...
ИЗ ДОСЬЕ "СЕГОДНЯ"
Из рассуждений Ефима Шифрина об эстраде: "Пошлость не всегда плоха: Зощенко пошл, но как хорошо, как красиво пошл! Зощенко за давностию лет канонизировали, а Верку Сердючку -- нет. Но кто сказал, что плюшевые занавески, герань на окнах -- это плохо? Тот, кто живет среди плюшевых занавесок, может быть гармоничным и цельным, и если он выбирает Сердючку, то это его право. Давайте вернем пошлости ее законное место: пусть ею называется то, что плохо и неталантливо".
Все артисты поголовно после тридцати со страхом поглядывают в зеркало. И хотя вы до сих пор в прекрасной форме, хочется спросить: не страшно стареть?
-- Не страшно. Вообще в хоре человеческих голосов я люблю два голоса -- детский и стариковский. Так что с удовольствием приближаюсь к тому возрасту, когда можно будет играть стариков.
В И еще один вопрос о профессии: актерство так или иначе "дробит" личность. Актеры так много живут чужими жизнями, что собственно для себя остается немного...
-- Это правда. И маска прирастает. Специальная маска, выдуманная для тусовки, для света, так сказать. Но я же не очень где-то и бываю -- так что некому меня и оценивать. Как-то не очень меня привлекают дежурные улыбки, жеманные манеры, поцелуи в щечку. Поэтому органичности я не потерял, по крайней мере наедине с подушкой...
"Я НЕ МУЧАЮСЬ ОТ ОДИНОЧЕСТВА"
Более того, в результате некоторых наблюдений у меня сложилось ощущение, что по натуре вы -- одиночка, "человек-вне"
-- Может быть... Но это не "нарошное" решение, я ничего специально не придумывал -- так сложилось.
А в быту -- вы тоже одиночка?
-- Смотря что вы имеете в виду... Днем работаю, вечером -- бываю один, ночью -- с кем-то... По-разному...
А что предпочтительнее?
-- Я люблю быть один. Чего греха таить... я не мучаюсь от одиночества.
А любовь что-то значит для вас? Или это категории, которые в ходу у романтичных подростков и русских писателей?
-- Что вы! Даже когда человек один -- это же не значит, что он не любит!
Я этого не сказала.
-- Я не фрейдист, но мне кажется, что любовь -- это и есть смысл жизни. Если не это, тогда -- что?!
...Я уже уходила, когда он окликнул меня в дверях. "Наташа! -- знаменитая детская, слегка растерянная улыбка. -- Мне было с вами очень интересно."
ИЗ КНИГИ "ЛИЧНОЕ ДЕЛО ЕФИМА ШИФРИНА"
"Не попробовать заснуть -- хули заснешь! Хули -- выживешь, не сделается ничего. Какая тьма беспросветная: во сне и наяву... разговор о нравственности может быть, в принципе, очень коротким: добро, как Павлуша, нравственно, а зло, как Мой Друг --нет".
"Как не вранье -- так что вместо вранья? Опять вранье. И так без конца ".
"Никуда от греха не уйдешь, будешь перед Богом держать ответ за свои дурные сны: за все, что приснилось. Посмотрим еще, как будешь запинаться, выкручиваться. За все ходы, за все ракурсы придется ответить... От неправды не уйдешь, как клин клином вышибают, так и злом накажут за зло".