1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №115 (867) за 26.05.2001

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ГРАЖДАН ПРЕДЛАГАЮТ СНИЗИТЬ... НАЛОГОВИКИ

Как известно, сегодня не облагаемый налогами минимум доходов граждан составляет всего 17 гривен: безусловно, такое "послабление" уже не выполняет социальную задачу защиты наименее обеспеченных. Да и в целом система взимания подоходного налога не отвечает требованиям времени. И не кто иной, как сами налоговики, инициировали ее пересмотр.

По предложению Государственной налоговой администрации в проекте Налогового кодекса, принятом в первом чтении, минимум доходов граждан, не облагаемый налогами, приравнен к минимальной зарплате -- 118 грн. Исходя из принципиальной позиции, что налоговая система должна стимулировать рост производства и потребления, ГНАУ предложила не только увеличить необлагаемый налогами минимум, но и структурно изменить шкалу ставок подоходного налога с граждан. Соответствующие предложения поданы в правительство для включения в законопроект накануне второго чтения Налогового кодекса.

Экономический системный анализ состояния и динамики доходов населения дал налоговикам основания предложить Верховной Раде рассмотреть шкалу ставок, в которой впервые базой становится месячный прожиточный минимум, определенный сегодня в 311 грн. на человека. Предлагаемая шкала оптимальна и проста в использовании. Проведя простейшие арифметические действия, любой из нас сможет определить, какую именно сумму ежемесячного подоходного налога с него должны высчитать при получении зарплаты.

Итак, если ваш ежемесячный совокупный доход не превышает 622 грн. (2 прожиточных минимума), подоходный налог составит 10%. От 622 до 1244 грн. -- 62,2 грн. + 20% от суммы, превышающей 622 грн. Свыше 1244 грн. -- 186,6 грн. + 25% от суммы, превышающей 1244 грн. Таким образом, все налогообложение доходов граждан сводится всего к трем ставкам, причем более низким, чем действующие сейчас.

Шкала практически освобождает от налогов людей с минимальными доходами. Например, семья из двух человек, каждый из которых получает только по два прожиточных минимума, будет платить минимальную ставку. Расчеты свидетельствуют, что по ставке в 10% будут платить подоходный около 90% работающих (кстати, в России с недавних пор все физические лица платят 13% -- стало быть, подавляющее большинство украинских граждан будут в лучшем положении). По ставке 20% будут платить налог около 6% граждан, а по наивысшей -- 25% -- всего 4 из 100 работающих.

Введение такой шкалы, одновременно с отменой бессистемных неоправданных льгот, позволит закрепить принцип равных условий для всех налогоплательщиков и реализовать практику адресных дотаций социально незащищенным слоям населения. Социально-экономическими последствиями нововведения должно стать увеличение платежеспособности огромного большинства наших сограждан, выведение из "теневого оборота" значительной части доходов и в целом -- повышение социальной защиты людей.

Таким образом, будет продолжена практика последовательного снижения налоговой нагрузки на физических лиц: в 2000-м средняя ставка налогообложения граждан составляла 16,1%, в 2001-м снизилась до 14,7%, а по предлагаемой шкале в будущем году уменьшится до 13,5%. А значит, кроме прочего, повышается конкурентоспособность украинского рынка труда и отечественного потребительского рынка.

Специалисты ГНАУ подсчитали, что при условии введения существенно смягченной шкалы ставок, с одновременной отменой неоправданных льгот и привлечением к налогообложению депозитных процентов, дивидендов и рялти, поступления от подоходного налога в 2002 году должны составить около 7,8 млрд. грн., тогда как на нынешний год определены в размере 6,9 млрд. грн.