1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №115 (867) за 26.05.2001

АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

Ничего так не интересует простого человека после хлеба насущного, как интимные подробности о жизни их правителей. Гражданину любой страны до головокружения хочется узнать, что же происходит и скрывается за стенами президентского дома, администрации или гаража. "Сегодня" приоткрывает завесу на некоторые тайны и секреты, скрытые за толстыми стеклами бронированных президентских автомобилей.

МУЖ КОРОЛЕВЫ -- НА ТАКСИ!

Британский монарший гараж -- "национальный и консервативный" от стеклоочистителей до протекторов. В нем находятся только авто, изготовленные в Великобритании. Главный автомобиль королевы, сделанный специально по заказу двора, семиместный Rolls Royce Phantom VI. Особенностью королевской "кареты" являются пуленепробиваемые увеличенные в размерах стекла, дабы подданные смогли рассмотреть свою государыню получше. Интересно, что муж королевы, герцог Эдинбургский, пользуется машиной, перестроенной из... лондонского такси.

Практически все руководители ФРГ (не исключая фюрера Третьего Рейха Адольфа Гитлера) для служебного пользования выбирали автомобили фирмы Mercedes. Однако нынешний германский канцлер Герхард Шредер изменил традициям и пересел на Audi, созданной на заводе его близкого друга.

Папа Римский также отдает предпочтение "мерседесам". Не узнать автомобиль главы Ватикана практически невозможно. "Папамобиль" выглядит довольно чудаковато: белый внедорожник с пуленепробиваемым "аквариумом" и специальным подъемником для папы. Такие меры предосторожности были приняты после того, как на понтифика несколько раз покушались террористы. Номерные знаки также не дадут перепутать водителям, что в авто едет не простой автолюбитель: SCV1 (Stato della Citta Vaticano -- Государство-город Ватикан).

ЗА АРЕНДУ ПРЕЗИДЕНТСКОГО АВТОМОБИЛЯ БУШ-МЛАДШИЙ ПЛАТИТ... $1 В ГОД

Президент США Джордж Буш-младший лишь недавно совершил свою первую прогулку на новом Cadillac DeVille (выпуск 2001 года). Этот автомобиль заменил в президентском гараже Cadillac Fleetwood Brougham, на котором ездил Билл Клинтон. Впрочем, стоимость аренды усовершенствованного "Кадиллака" Буша-младшего и машины Клинтона -- $1 в год.

Cadillac Джорджа Буша-младшего гораздо тяжелее, длиннее и шире непрезидентских лимузинов. Этот "танк", весом более 4-х тонн, абсолютно пуленепробиваем для любого типа автоматического оружия. Как и обещали конструкторы, вес машины никак не влияет на ее ходовые качества. Под капотом находится новый 8,1-литровый 8-цилиндровый двигатель, который в будущем планируют устанавливать на тяжелые грузовики.

Салон президентского лимузина и панель управления ничем от обычных "кадиллаковских" не отличаются -- стандартное красное дерево и роскошная кожаная обшивка. То ли это прихоть дизайнеров, то ли причуды Буша-младшего, кожа обшивки сидений -- необычного голубого цвета. Кроме того, для пущей безопасности бесценного пассажира и гаранта американской конституции в специальном бардачке у водительского сиденья расположено устройство ночного виденья.

В машине также имеется специальный письменный столик с закрывающимися на ключ отделениями, линия правительственной связи, аудиосистема с CD-проигрывателем на 10 компакт-дисков и телевизор.

НЕФТЬ, СУЛТАН И АВТОМОБИЛИ

Правитель Брунея султан Хассанал Болкиах -- один из самых богатых людей планеты, сделавший себе состояние на нефти, как и большинство восточных аристократов. У короля имеется одна страсть, которая, по мнению его родственников, уже перешла в одержимость: коллекционирование современных редких автомобилей. Чаще всего представленных в единственном экземпляре.

В коллекции Болкиаха восемь McLaren F1, шесть Porsche Dauer, единственный в мире "праворукий" CLK-GTR, парочка Jaguar XJR-15, три Cizeta Moroder V16, Lamborghini Diablo Jota и еще около… 5000 суперкаров!.. Правда, интересы султана не ограничиваются коллекционированием только дорожных автомобилей. В его "музейчике", посвященном Формуле-1, выставлены все (!) чемпионские болиды, побеждавшие в соревнованиях, начиная с 1980 года. Причем это не какие-нибудь копии -- все машины самые настоящие, купленные непосредственно у гоночных гаражей.

Стоимость коллекции не поддается подсчету -- наиболее подходящим представляется эпитет... "бесчисленная". Султан покупает автомобили как игрушки. Потом, когда они надоедают, их просто складывают в огромные гаражи-хранилища.

А КАК У НАС?

Во времена Советского Союза все правительственные автомобили назывались "членовозами". В наше же время, когда простой "новый русский" может позволить себе купить любого железного коня, народ транспортные средства украинских чиновников окрестил незамысловато "шестисотыми".

После распада СССР руководство новообразованного Содружества Независимых Государств сразу пересело из специально собранных отечественных "ЗИЛов" на зарубежные марки машин. Например, российский президент Владимир Путин, как сообщают некоторые московские издания, "ЗИЛом" пользуется исключительно во время официальных визитов за рубеж. Дома же он ездит на бронированном Merсedes Benz 8600 Pullman.

Леонид Кучма также предпочитает "мерседесы". Главный президентский автомобиль, как нам сообщили источники, близкие к немецкой автокомпании, -- это бронированный Merсedes Benz с 6-литровым двигателем, 220-м кузовом класса "S" (элитарная модель нового поколения, выпуска начала 2000 года). По некоторым данным, "Мерседес" главы государства производился по специальному госзаказу в Германии. Цвет -- черный, на номерных знаках изображена атрибутика Президента (малый герб "Трезубец"). При официальных встречах и поездках Леонида Даниловича за рубеж на капоте автомобиля выставляется президентский "штандарт" -- синий флаг с золотым "Трезубцем".

Кстати, говорят, что в 2002--2003 году фирма "Мерседес-Бенц" собирается выпустить специальные автомобили для представительских и президентских заказов "S"-класса под названием "Maybach".

БРОНЯ КРЕПКА И ДЖИПЫ НАШИ БЫСТРЫ

Так называемые в народе "братки" и "новые украинцы" хоть и поскромнее брунейского султана, но также не прочь заиметь себе крутую и дорогую "тачку". Самыми популярными среди богатых людей стали "джипы" (из-за никудышного покрытия наших дорог). Но как рассказал в беседе корреспонденту "Сегодня" президент одной немецко-украинской компании, занимающийся бронированием автомобилей, не всякому "новому" доступно по карману превратить свое механическое детище в танк:

-- Как мне известно, бронированные машины на государственном уровне положены только высшему руководству страны -- Президенту, спикеру Верховной Рады... Министрам такая роскошь не позволена. Да и удовольствие это дорогое, -- сказал он.

-- А индивидуально политики могут себе заказать бронирование личного автомобиля?

-- Конечно. Но чаще всего такие заказы делают предприниматели и банкиры. Хотя скажу честно, с 1992 года, когда я начал работать в этой сфере, ни одного персонального заказа на бронирование легкового автомобиля мы не получали. Обычно стараются покупать такие машины, уже бывшие в употреблении. Дешевле получается...

-- Сколько стоит бронирование "Мерседеса" класса "S", которым пользуется украинский Президент?

-- Что касается президентской машины -- трудно сказать. Это индивидуальный заказ. Бронированный автомобиль такого класса может стоить от 450 и выше тысяч марок. Бронирование -- это где-то половина от стоимости автомобиля (приблизительно DM 200 тыс.). Такая высокая цена вызвана тем, что при бронировании легковых автомобилей используются сложные технологии и спецматериалы: керамика, кевлар, пуленепробиваемые ткани...

-- Какой мощности удар, по вашим профпредположениям, способен выдержать президентский автомобиль?

-- Очередь из автомата. Не более. Вспомните покушение на президента Грузии Шеварднадзе. Тогда один из стрелявших в бронированный автомобиль грузинского лидера из гранатомета разворотил двигатель машины. Однако, если бы он попал в стекло, то Шеварднадзе вряд ли выжил бы.

-- На сколько увеличивается вес автомобиля после бронирования?

-- Килограммов на 400. Например автомобиль "Мерседес" класса "S" с броней весит приблизительно 2 тонны 320 кг.

-- Скорость от этого сильно падает?

-- Нет. Другое дело, что по нашим дорогам в таком автомобиле неудобно ездить -- машины днищем задевают покрытие дороги. Поэтому, когда к нам приходят заказчики с просьбой бронировать "джип", мы им предлагаем его сменить на... микроавтобус. Он и устойчивей "джипа" и просторней...

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА -- НА "ВОЛГЕ", А СЕКРЕТАРЬ -- НА "ЖИГУЛЯХ"...

Первый Президент независимой Украины Леонид Кравчук рассказал "Сегодня", что во время его президентского срока скорости и запросы были поскромнее...

-- Когда я был Президентом, -- говорит Леонид Макарович, -- то ездил на ЗИЛ-15. Этот автомобиль в советское время специально выпускался для высших чиновников и членов Политбюро. Таких ЗИЛов в Киеве было всего три: у первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого, руководителя украинского Совмина Александра Ляшко и председателя Верховной Рады Валентины Шевченко. Когда я возглавил ВР, то автомобиль Валентины Семеновны автоматически перешел в мое пользование. Как спикер Верховной Рады, я ездил на двух машинах: "Волга-31" -- для повседневной работы -- и ЗИЛ -- для официальных встреч высоких гостей.

После того, как меня избрали Президентом, то на первых порах пользовался теми же автомобилями. Правда, через полгода немецкая фирма BMW в качестве рекламы предложила мне две свои модели. Машины не передавались мне в собственность: после окончания президентского срока их вернули предприятию. Это были обыкновенные автомобили, не бронированные. Я вообще на "броневиках" не ездил... Кстати, мой тогдашний глава секретариата (ныне эта должность звучит как глава президентской администрации -- Авт.) Николай Хоменко пользовался... "Жигулями". За рубеж я летал небольшим самолетом Щербицкого Ту-134. В нем не мог поместиться даже мотоцикл. Поэтому, естественно, во время визитов в другие государства наземный транспорт получал на месте. Например, в США мне выделяли не только автомобиль, но и охрану.

Сегодня я езжу на БМВ, который мне выделен специальным постановлением Кабмина по поручению Президента. Кроме того, в 1993 году фирма "Мерседес-Бенц" подарила мне автомобиль (модель не помню). Этот презент мне сделал лично вице-президент немецкой компании. "Мерседес" чаще всего простаивает в гараже или на нем ездит мой сын. Я им практически не пользуюсь...