1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №118 (870) за 30.05.2001

"Я БЫЛ 10 ЛЕТ В ПАРТИИ, НО ПРИНЕС ЗА ЭТО ЦЕРКОВНОЕ ПОКАЯНИЕ"

Интервью с украинскими телевизионными звездами, как правило, ограничивались рассуждениями об их великой миссии на телевидении и вопросом, как они любят отдыхать в свободное от "миссии" время. Получался некий картонный образ получеловека-полубога, который при этом денно и нощно пребывает в состоянии "осознания ответственности". Может поэтому, открывая очередной опус с фотографией, чувствуешь легкий приступ тошноты.

Этим интервью со звездой украинского ТВ, ведущим "Первого миллиона" Даниилом Яневским мы попробуем поломать сложившуюся традицию и надеемся, что оно положит начало циклу откровенных бесед с другими известными людьми.

"ЭТО БЫЛА ИХ СТРАНА"

-- Ден, готов ли ты признать, что телеведущий (и не только развлекательных программ) -- это не особая социальная миссия, а просто деятель шоу-бизнеса, и живут они в профессии по тем же законам, что и, например, поп-певцы, несколько заблуждаясь по поводу собственной сверхценности для общества ?

-- Готов. Конечно, влияние телевизионщиков "на умы" сильно преувеличено, многим только кажется, что они на что-то влияют. Эта "миссионарность" -- чисто постсоветский синдром, когда люди, попавшие на экран, начинают вдруг ходить, "высоко подбрасывая бедро", охранники какие-то у них появляются... зачем они им, спрашивается? Впрочем, многое здесь зависит от масштабов личности и интеллекта.

-- Нет ощущения, что это продолжение номенклатурных традиций советского общества, когда большие чиновники и известные артисты почти истерически стремились продемонстрировать обществу свою сверхценность через внешнее проявление -- пайки, дачи, машины?

-- Естественно. Это продолжение традиций советской кастовости. За 10 лет независимости родилась новая номенклатура.

-- Телевизионная популярность есть и у тебя. Но ведь работа на ТВ -- такая штука: сегодня есть, завтра ты никто. Готов, если что, к перемене участи?

-- Повторяю, все зависит от личности. Мне кажется, это не будет для меня трагедией. Во-первых, такие периоды у меня были. Во-вторых, мне есть чем заниматься в жизни помимо телевидения. Я закончил, например, докторскую и книжку, которую писал 10 лет. Я многое умею и многим в жизни занимался: и посуду мыл, и на радио "Свобода" работал.

Вообще, моя личная ситуация довольно специфична. Я -- из эмигрантской семьи, мать случайно во время второй мировой войны оказалась на территории Советского Союза. Она вступила в компартию в 1932 году, ей было 14 лет! Пошла за старшим братом, который функционировал в румынском коммунистическом подполье с конца 20-х и до войны. Работали против "сигуранцы" по-взрослому. Реальность тюрьмы была реальностью каждодневной жизни. Репатриировалась, и со ступеньки вагона -- на Колыму. Смерть Сталина, XX съезд. Мамины друзья говорили на всех возможных европейских языках, знали все на свете, со всеми на свете были знакомы, всем интересовались. В этом я и рос. Рядом росли другие дети. Их папы служили в НКВД, заведовали отделами в обкоме (черновицком, между прочим), которые глядели за теми, которые искали маму и всех прочих с аналогичными фамилиями для того, чтобы поймав, шлепнуть как полагается. А с их детьми я учился курить, пить винишко, за девочками бегать. Они получали золотые медали, партийные билеты, кандидатские степени, номенклатурные кабинеты, служебные машины. Я не завидовал -- ведь это была их страна. Моя -- это гостинка в 16 метров, 90 руб. аспирантской степухи, двое обожаемых детей, любимый институт, хотя бы иллюзия интеллектуальной свободы… Я жил в семье, где по принципиальным соображениям не интегрировали в систему советских ценностей.

"Я ВРАЛ СЕБЕ И ДРУГИМ"

-- Подожди, но разве ты не был комсомольцем и членом партии?

-- Был. Я не мог иначе получить образование, учиться в аспирантуре...

-- Ну тогда налицо система двойных ценностей -- то, что классик называл "одной рукой креститься, другой -- зад чесать"

-- Безусловно. Но другого выхода, как кажется мне сегодня, не было, и я был вынужден все время врать -- иногда себе, иногда другим...

--А зачем? Очень хотелось хорошо жить?

-- Да не жить хорошо, а заниматься любимым делом -- историей. Да, я был 10 лет в КПСС, но принес за это церковное покаяние.

-- Как согласуются твоя религиозность и профессия шоумена, которая так или иначе вступает в конфликт с религиозностью, ибо греховна и суетна сама по себе, напрямую завязана на дешевом тщеславии?

-- Я стараюсь не делать ничего такого, чтобы противоречило моей совести и убеждениям -- не участвовать в интригах, не завидовать, гнобить гордыню и т.д.

-- И никакой зависти и соперничества?

-- Я соперничаю с другими через преодоление себя. Никогда не ходил, например, к Роднянскому убеждать его, что кто-то говнюк...

"Я ПОТРАТИЛ ПОЛТОРА ГОДА, ЧТОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕДАТЕЛЬСТВО"

-- Ты женат в первом браке?

-- Во втором. Первый был еще в советские времена -- безумная любовь. Потом двое детей... История трагически для меня закончилась потому... что я не соответствовал системе советских ценностей -- вышел из партии, не мог заработать достаточное количество денег... Второй брак, "венчанный" уже в зрелом возрасте...

-- Вот о церковных браках... Насколько мы имеем право делать этот шаг, не будучи уверенными, что сможем сдержать это слово до конца жизни? А вдруг в твоей жизни появится другая женщина и надо будет уходить?

-- Я мужчина, если я дал слово -- оно нерушимо. Это вопрос отношения к браку. Смотря что тебе нужно от этого брака... Женщины могут быть, но жена -- только одна.

-- Понимаешь, когда я говорю о нарушении церковного брака, то имею в виду не только развод, но и...

-- Супружескую измену? Да, существует проблема.

-- Для тебя она существует?

-- Теоретически -- конечно, я же живой человек.

-- То есть в твоем случае "венчанный" брак не исключает секс с другими женщинами?

-- Не исключает. Но в то же время... Мне мало от женщин только секса... Физиологический аспект -- важен, но недостаточен. А я не вижу вокруг женщин, которые могут дать это. Хочется иметь рядом человека, от присутствия которого ты начинаешь себя уважать. Как, например, моя жена Марта. А так... получается, что я всегда сильнее и развитее женщин, которые рядом со мной.

-- Мужчина всегда сильнее женщины... А зачем тебе, чтобы женщина была развитее? Разве это ее функция? И вообще, когда ты общаешься с умной женщиной, не появляется ощущение, что ты общаешься с транссексуалом?

-- Ощущение такое бывает. Но к уму это не относится. Оно появляется, когда женщина исповедует мужской тип поведения. Когда нет женского начала или оно подавлено...

-- Люди с такой нервной организацией и жаждой жизни после сорока начинают паниковать -- боятся стареть, боятся стать импотентами и т.д. У тебя есть такие страхи?

-- Теоретически -- только один. Большинство мужчин моего возраста имеют проблемы с простатой. Поэтому я езжу на лошадях. А там как Бог даст... Я люблю играть в разные игры и правда состоит в том, что я хочу новых игр. И хочется, чтобы это были хорошие игры -- новые книги, новые программы, новые женщины, новые лошади.

-- Ты -- очень противоречивый человек. Когда думаешь об этом, очень хочется спросить: что такое с твоей точки зрения грех?

-- (Очень серьезно.) Подожди... Грех -- это все, что против моей совести.