1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №120 (872) за 01.06.2001

ПЕРЕД СВОЕЙ ОТСТАВКОЙ ГЛАВА СБУ НАПРАВИЛ ЗАПРОСЫ О НАЛИЧИИ ЗА РУБЕЖЕМ СЧЕТОВ РЯДА ЛИЦ...

Специфика работы спецслужб такова, что любые контакты с зарубежными коллегами долгое время было принято рассматривать как исключительные случаи. Страны с многолетней традицией защиты четко обозначенных государственных интересов такой порядок вполне устраивал. Однако Содружество Независимых Государств возникло в результате процессов, развившихся столь молниеносно, что на создание собственных моделей организации спецслужб у большинства этих стран просто не было времени. Единственным разумным решением возникшей проблемы было постепенное реформирование существовавших республиканских комитетов госбезопасности в структуры, пригодные для решения новых задач. Излишне напомнить, что проблемы такого реформирования были сходными. И любое удачное решение немедленно вызывало живейший интерес соседей.

СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ОХРАНЕ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

В 1997 году решением Совета глав государств Содружества был создан Совет руководителей органов безопасности и спецслужб государств-участников СНГ. Процесс обмена необходимым опытом не мог не быть интенсивным, тем более, что воля политического руководства, без которой контакты спецслужб просто недопустимы, в новых государствах присутствовала почти всегда -- вызовы нового времени не оставляли шансов ответить на них в одиночку. В связи с этим сотрудничество между спецслужбами стран СНГ всегда представляло собой гораздо более сложный и глубокий процесс, чем просто обмен передовым опытом. Это было стратегическое партнерство в полном понимании этого слова. Благодаря такому партнерству, молодым государствам удалось разрешить наиболее опасные проблемы, вызванные взрывным ростом международной преступности -- терроризмом, контрабандой, нелегальной миграцией и т.п. А окрепнув и обретя уверенность в себе, спецслужбы СНГ приобрели возможность самостоятельно защищать безопасность своих государств. На повестке дня теперь -- борьба с коррупцией и экономической преступностью.

Этот вопрос обсуждался в конце мая в Минске на 10-м заседании Совета руководителей органов безопасности и спецслужб. Украинскую делегацию возглавлял председатель СБУ Владимир Радченко, а "старейшиной" этого Совета был избран Леонид Деркач -- недавний глава Службы безопасности Украины. Видимо, отставка главы СБУ, выглядевшая, как взыскание за "кассетный скандал" и ущемление в лице некоего Фуксмана свободы слова, никак не сказалась на его репутации среди профессионалов.

Впрочем, при внимательном рассмотрении обстоятельств дела, становится понятным, что считать причиной этой отставки квалификационный "неуд", по меньшей мере, наивно. Вопреки уверенности поверхностной прессы и размашистым заявлениям некоторых должностных лиц, СБУ не имела (и не имеет) отношения к охране главы государства. Более того -- вмешиваться в вопросы, отнесенные к компетенции Управления госохраны, Службе было вообще категорически запрещено. Зато отставка ее главы была одним из первых требований, выдвинутых официальными организаторами скандала…

СООБЩЕНИЯ О ПРЕСЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ БЕЗ НУЖДЫ НЕ ДРАМАТИЗИРОВАЛИСЬ

Сегодня, после получения майором Мельниченко политического убежища, когда авторство и политические цели провокации стали более-менее очевидны, странная настойчивость доморощенных оппозиционеров в отношении Леонида Васильевича перестает удивлять. В свое время короткие и сухие сообщения о пресечении деятельности очередного иностранного агента Службой безопасности без нужды не драматизировались и, как правило, не особенно привлекали внимание украинской прессы. Но именно в период пребывания Деркача в должности главы СБУ штатные и нештатные сотрудники ЦРУ перестали чувствовать себя в Киеве, как дома.

Кроме того, полезно вспомнить, что незадолго до отставки, Леонидом Деркачом в крупнейшие зарубежные банки был направлен официальный запрос о наличии у них счетов ряда физических и юридических лиц. Не исключено, что опыт подсказал этим лицам: глава СБУ, в конце концов, ответа добьется. Никто не забыл, как в бытность руководителем таможенной службой Украины он к тому же воевал с вольницей, установившейся в использовании льгот, когда под маркой критического импорта в Украину потоком шли алкоголь, табачные изделия и потребительская роскошь.

Например, было обращено внимание на так называемые "чернобыльские" фонды. В 1995 году таможня дала в бюджет государства всего 350 млн. грн. А в следующем, 1996 году, "чернобыльские" льготы, с подачи таможни, были отменены и в казну, без каких-либо заметных изменений основных товарных позиций, поступил уже 1 млрд. 282 млн. В 97-м году сумма составила 2 млрд. 901 млн, в 98-ом -- 3 млрд. 264 млн.

УСТАНОВЛЕНЫ КОНТАКТЫ С "РОДСТВЕННЫМИ" ОРГАНИЗАЦИЯМИ В 50 СТРАНАХ

Такое же негативное отношение к сомнительным финансовым схемам было сохранено Деркачом и после прихода в "серый дом" на Владимирской. Только в процессе приватизации "Запорожстали" среди векселей, предоставленных к расчету, спецам СБУ удалось выявить поддельных на 15,5 млн. гривен.

Неоднократно раскрывалось нецелевое использование кредитов, выданных под государственные гарантии, с последующим разворовыванием через подставные фирмы и мошеннические операции с оформлением внешних займов. К этим действиям оказались причастны многие должностные лица из Нацбанка и Минфина. Все это происходило в тот момент, когда внешний долг страны увеличивался, а Украина обретала имидж одного из самых коррумпированных государств мира…

Но страдало не только государство. Помехой для сверхприбылей не может служить и судьба "маленького человека". Украинские моряки, осужденные едва ли не на пожизненное заключение за неведомо чей груз наркотиков -- логичный результат безответственности и в управлении госимуществом и низкого международного авторитета страны. И задержанные СБУ и таможенниками в Севастополе 624 килограмма кокаина не только перекрыли очередной канал доставки, но и, возможно, спасли будущее очередного обреченного экипажа…

Кстати, для выполнения своих задач, главная украинская спецслужба установила контакты с "родственными" организациями из 50 стран мира, что, впрочем, не помешало появлению досужих вымыслов о "патологической закрытости" или "пляске под дудку ФСБ". Понятно, что никто из обиженных главой СБУ ничего не забыл и не простил…

Но, к счастью, политическая конъюнктура мало влияет на мнение профессионалов, давно привыкших к переменчивости настроений на властных Олимпах. А организационный талант Деркача наглядно проявился еще в 92-ом году, когда ему пришлось с нуля создать Государственную службу технической защиты информации Украины. Сегодня эта служба -- одно из наиболее успешных подразделений в составе СБУ. И избрание Леонида Деркача "старейшиной" эсэнговских спецслужбистов, может стать не только признанием его замечательных личных качеств, но и существенно поднять авторитет Украины в глазах тех, кто пользуется безусловным влиянием в странах, входящих в СНГ. Тем более, что сейчас Службу безопасности Украины возглавляет такой опытный профессионал, как Владимир Радченко.