1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №128 (880) за 12.06.2001

БЕРИТЕ С СОБОЙ В НЕБО... ПАМПЕРС

На высоком кургане, именуемом в народе Скифским, много веков назад были захоронены наши предки. Сегодня на семидесятиметровом холме "живут", а случается, что и умирают, романтики двадцать первого века...

-- Не будем о грустном. Слава Богу, трагедии здесь случаются редко -- на моей памяти погиб лишь один человек, -- рассказывает инструктор киевских парапланеристов Руслан Грицайло по дороге в село Ходосеевка, где и находится "священная гора".

Началась история парапланеризма в 40-х годах с изобретения прямоугольного планирующего парашюта, похожего на крыло самолета, которое "надувалось" с помощью встречного воздуха через отверстия на передней кромке. В последнее время аппарат усовершенствовали, в продаже появились комфортабельные аппараты с амортизаторами (для облегчения приземления) и колесами, даже мотопланы -- это когда у пилота, как у Карлсона, за спиной работает легкий мотор с толкающим винтом.

У подножия горы Руслан достает обычные сложенные парапланы -- каждый весит не более 5 килограммов. Не верится, что на них можно передвигаться со скоростью 50 км/ч, поднимаясь на высоту 6 тысяч метров. И парить часами (недавно, кстати, был установлен мировой рекорд перелета, протяженность которого составила 500 километров).

Все исходные для полетов данные (силу и направление ветра) наши парапланеристы определяют с помощью "фирменного" датчика -- в землю втыкается обычная деревянная палочка, к которой привязана белая ленточка (западные коллеги, привыкшие к навороченной аппаратуре, вряд ли сумели бы этим прибором воспользоваться). Ветер юго-западный, скорость примерно 12 м/с. Можно начинать.

Знакомство со снарядом напоминает усмирение мустанга: параплан, словно живой, то и дело вырывается из рук, на какие-то доли секунды притихает, но тут же снова делает сложный пируэт. После сорокаминутного укрощения наконец-то поддается. Ноги отрываются от земли, и ты остаешься один на один со стихией.

Увы, мой первый полет был недолгим. Приземляюсь на картофельные грядки. Местные жители, мирно обрабатывающие свои угодья, не обращают на меня никакого внимания -- давно привыкли к подобным "десантам", да и сами уже успели взять у Руслана не один урок воздухоплавания. Кстати, он пришел к своему хобби неслучайно -- его дед и отец были летчиками. Закончил институт гражданской авиации, но работать по специальности так и не пришлось. Пять лет назад попал в Карпаты, там познакомился с местными парапланеристами, которые сами строчили аппараты на швейной машинке и парили между гор. Заболел этим на всю жизнь. Сегодня Руслан не только летает сам, но и добровольно обучает этому мастерству киевлян -- желающих взмыть в небо все больше, хотя перед дебютным вылетом многие взрослые и просят у инструктора... памперсы.

-- Моя мечта -- возродить парапланерное движение в столице. На Скифской горе есть все условия для этого. Летать здесь непросто -- чем ниже гора, тем сложнее. Но, освоив технику здесь, можно штурмовать любые высоты. Чтобы научиться, любому человеку достаточно десяти занятий. Конечно, нет парапланериста, который не висел бы со своим снарядом на дереве, но если придерживаться определенных правил, травматизм сводится к нулю. В качестве страховки пилоты имеют при себе парашют, а для коротких перелетов нужен лишь шлем да пара удобных ботинок.

Самого Руслана чувство страха посетило в воздухе лишь раз, когда в Карпатах пришлось приземляться в большой туман. Цепляясь парапланом за верхушки деревьев, пилот неожиданно попал на скоростную трассу и начал лететь прямо на трейлер. К счастью, таран не состоялся -- машина и пилот разошлись в нескольких сантиметрах друг от друга. Но это, как говорит Руслан, "издержки производства". Риск оправдан, если действительно хочешь почувствовать себя птицей.