1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №128 (880) за 12.06.2001

В ШКОЛУ С ИГРУШКАМИ?

В эти дни заканчивается набор малышей в первые классы. Но многие родители никак не решатся: отправлять своего шестилетку в школу или повременить еще годик.

Нередко к психологам приходят молодые мамы и едва не плачут: сын-первоклашка не тянет школьную программу. Тайком берет с собой игрушки, а иногда засыпает прямо на уроке. Причину бед своего чада они видят в том, что отдали его учиться не в семь лет, как в старые добрые времена, а на год раньше. Действительно, нередко шестилетки оказываются не готовыми к школе, потому что им сложно удерживать внимание на чем-то одном.

Как-то провели эксперимент: сколько сможет такой малыш просидеть, не двигаясь? Эта задача оказалась сложной даже для семилеток. Но стоило сказать детям, что они играют "в театр" и надо сидеть неподвижно, исполняя роль, как маленькие актеры буквально поразили результатами! Все просто: первоклассник может контролировать свое поведение, если ему интересно на уроке. Это, кстати, умело используют хорошие учителя.

"Мой малыш тоже пошел учиться в шесть и никаких проблем", -- скажете вы. Все дело в том, зачем ребенок идет в школу. Если он мечтает лишь надеть красивую форму, взять яркий портфель и карандаши, то желание учиться пропадет у него второго сентября. Если же вы воспитали в нем потребность узнавать что-то новое, то форма испачкается, портфель порвется, а малыш все равно будет бежать в школу вприпрыжку.

Многие родители спрашивают, стоит ли малышей учить чтению и письму до школы. С одной стороны, чем больше будущий первоклассник умеет, тем легче ему придется на первых порах. Кроме того, психологи утверждают, что учиться читать и писать в четыре-пять лет намного проще, чем на два года позже. Но, с другой стороны, здесь важно не перегнуть палку. Если малыша научить читать и писать досконально, в классе ему будет невыносимо скучно выводить бесконечные закорючки. И в его сознании закрепится мысль: школа -- это неинтересно. А значит, и впредь он не будет прилагать усилия, чтобы узнавать что-то новое.

Особенно сложны для первоклассника первые три месяца. Одни детишки в это время слишком развязны с учителями, другие -- зажаты, робки. Все эти отклонения связаны с огромной нагрузкой, которую получает психика ребенка. Поэтому не стоит загружать новоиспеченного ученика всяческими кружками и секциями. Лучше это сделать со второго класса. Кстати, переутомление малыша может вызвать и посещение группы продленного дня. Вроде бы, и прогулка есть, и игровая комната, но ребенок устает просто от общения. Кстати, не стоит забывать, что многие гениальные люди в школе успехами не блистали.