1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №129 (881) за 13.06.2001

РАБОТАЯ ПОПУГАЕМ, ПОЛУЧАЮ 20 ГРИВЕН В ДЕНЬ

Несколько месяцев подряд по дороге на работу я встречал мужичка, который с помощью громкоговорителя зазывал прохожих посетить местный магазин. Стоял он здесь и зимой, и летом, с каждым днем все больше упражняясь в красноречии, а недавно... исчез. И как-то грустно стало ходить на работу.

Глашатая по имени Славик я нашел. Сейчас ему 26 лет. Три из них посвятил кричанию на улице. Идея устроиться на такую работу пришла не случайно: впервые он увидел кликунов в Турции, в пик челночного бизнеса. Их там сотни, почти у каждого магазина стоит свой глашатай и популярно сообщает прохожим, что и за сколько можно купить в его магазине. Потом Славик начал изучать историю этой профессии.

-- Работа эта очень древняя. Помните, в романе Пикуля путешественники, попавшие в Японию, были удивлены огромным количеством зазывал? -- рассказывает Славик. -- Там описаны времена позапрошлого века, когда возле всевозможных кафе и ресторанов японские глашатаи кричали: "Руссишка! Заходишка! Чаишка! Водочка! Закусочка!" Хоть и примитивный, но родной язык вызывал у путешественников доверие, и они всей командой шли только в этот кабак. Изучая корни профессии, я пришел к выводу, что зазывалы были и есть почти в каждой стране мира. Во многих курортных городах владельцы сувенирных лавок завлекают прохожих на всех языках. А в Киеве глашатаи были уже больше тысячи лет назад.

Тогда к кликунам были довольно высокие требования. Каждый должен был владеть звонким и красивым голосом, уметь громко и четко доносить народу все указы князя. В древнем Киеве было три площади, где собиралась толпы послушать глашатаев -- возле Софийского собора, на подольском Торжище и на теперешнем Майдане Незалежности возле Лядских ворот. Со специально обустроенных башен на рынках (например, на Бессарабском) они, кроме "официальной информации", рекламировали товары, сообщали о грядущих праздниках, ярмарках, наказаниях виновных, других городских новостях, фактически выполняя обязанности современных радио и газет.

Работать кликуном было очень почетно, даже в городском магистрате был штатный кликун, нередко из мещан. И словам глашатая люди верили, как самим себе. Случались, конечно, и курьезы: кликун, имея на кого-то зуб, мог обозвать этого человека вором или злодеем, и ему поверили бы все жители города. Поэтому на эту работу приглашали не только голосистых, но и честных людей. К сегодняшним глашатаям требований меньше.

-- Я начал заниматься этим делом не от хорошей жизни. По специальности -- строитель и художник-оформитель с незаконченным образованием, я не мог найти подходящую работу несколько лет. Пришлось выкручиваться, -- вспоминает Славик. -- Одно время я продавал рыбу на Житнем рынке, как-то увидел двух хлопцев, которые ходили по рынку и кричали что-то в громкоговоритель, листовки раздавали -- за эту работу получали 3 гривни в час. Подумал -- неплохо, и тоже занялся этим делом. Вот так уже три года зазываю покупателей в магазины, фотосалоны, рестораны...

Сейчас киевские кликуны, в основном, приезжие или студенты, которым нужна временная работа и хоть какой-то заработок. Женщины берутся за эту работу, но по словам Славика, долго не выдерживают.

-- Есть такая пословица: говорить -- не мешками ворочать. Нашей профессии это не касается, -- утверждает Вячеслав. -- Я кричал с 10 утра и до 20 вечера. Летом еще куда ни шло, а вот зимой... чуть не спился, заглядывая в местное кафе, чтобы опрокинуть рюмочку для согрева. В холод стоять на морозе, да еще и постоянно говорить -- занятие не для человека со слабым здоровьем. Я даже разработал свою методику "вещания" с перерывами, поскольку понял: если кричишь, как попугай, без перерывов, через пару часов будешь, как выжатый лимон.

Платят современным кликунам порядка 20 гривен за смену, но они не покрывают моральных издержек. Люди по улице разные ходят, некоторых раздражают монотонные объявления. Нередко Славику приходилось замолкать на минут десять, чтобы разъяренный прохожий успокоился. Бывало, пьяные мужики становятся рядом и передразнивают. Зато дети относятся к кликуну положительно, особенно когда под Новый год его наряжают Дедом Морозом.

-- Какая от меня польза хозяевам? Немалая. В магазине проводили опрос, и часть покупателей сказали, что зашли в магазин, купившись на мои призывы. Значит, работа моя нужная, хоть и шумная.