1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №133 (885) за 18.06.2001

ПЕРВЫМИ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЯМИ БЫЛИ -- ПЕТУХ, БАРАН И КОЗЕЛ

Небо всегда манило людей. В советские годы каждый второй мечтал стать летчиком, каждый третий -- космонавтом. Но почему-то все дружно забыли о таком способе покорять высоты, как полеты на воздушных шарах. Может, советских чиновники считали это пережитком прошлого. Как бы там ни было, а первый воздушный шар в Киеве поднялся в небо лишь одиннадцать лет назад. Мы нашли его пилота.

Пока ждал Влада Долгова в офисе столичных воздухоплавателей, заглянул в огромный ангар, где хранятся около десяти корзин (гондол) из лозы и больше двух десятков воздушных шаров в огромных рюкзаках (каждый весит 80--120 килограммов). Здесь же на обычной швейной машинке девушка Лина штопала оболочку шара.

-- Да, здорово полетали ребята, вон сколько дырок, -- протянула. -- Это только с виду все красиво -- на самом же деле пилоты нередко возвращаются с разорванными или пропаленными шарами.

Влад настоящий путешественник. До того, как заразился полетами на воздушных шарах, занимался парусным спортом -- плавал по морям и океанам вместе с Юрием Сенкевичем. А в 1990 году в Гидропарке первый раз поднялся в воздух и летал над всем Левым берегом Киева. С тех пор участвует во всевозможных соревнованиях и чемпионатах по воздухоплаванию. Три года тренировал сборную Греции, выступал на чемпионате мира в 1999 году в Австрии. В своей гондоле летал над десятками столиц Европы -- Парижем, Венецией... Теперь вернулся домой, в Киев.

-- Полеты это как наркотик, -- рассказывает мой собеседник. -- Более острого ощущения, не испытывал. Даже мой шестилетний сын, налетав 16 часов, не может жить без неба. Это воистину царский вид спорта.

Первый воздушный шар (он был, кстати, бумажный и покрыт раствором воска) в небо запустили французы в 1782 году. В качестве пассажиров полетели... петух, козел и баран. В следующий полет планировалось запустить заключенных. Об этом услышали дворяне и обратились с просьбой к королю Франции поднять первыми в воздух их. Король дал "добро", и несколько представителей голубых кровей совершили полет. Это так понравилось самодержцу, что он издал указ, в котором говорилось, что каждому, кто совершил полет на воздушном шаре, присваивается титул дворянина. Дворянами становятся даже те пассажиры, которые пролетели над землей хоть два метра.

-- Существует целый ритуал посвящения в дворяне. У нас, в Украине, пассажир после полета становится на колени с какой-нибудь вещью пилота. Зажигалкой человеку поджигают волосы и тут же тушат шампанским. В других странах отрезают локон и сжигают горелкой от газового балона. Некоторые для освящения используют святую воду.

Если сложить все часы, которые Влад провел в воздухе, то получится целый год. Но это лишь официально зарегистрированное время, на самом деле он летал намного дольше. Например, когда работал в Греции и катал на шаре туристов или обслуживал всевозможные дни рождения и выставки.

-- Научиться летать может каждый, -- рассказывает Влад. -- Надо только чувствовать ветер. Выше всего я поднимался до 4 тысяч метров, когда сбрасывал с гондолы парашютистов на одном из чемпионатов в Австрии. Суть состязаний в том, чтобы и парашютист и пилот шара приземлились точно в обозначенную точку. Нам это удалось.

Лучше всего, убежден Влад, летать на воздушных шарах до восхода или перед закатом солнца. Хотя, бывало, сам он нарушал эту традицию и однажды ночью искупал свою гондолу в Эгейском море. Больше всего ему запомнился полет в школе пилотов. Ранним утром они поднялись на двух шарах, соединенных канатом, потом на определенной высоте рассоединились. Как раз начался восход солнца. Было очень красиво, даже круче, чем когда в небо поднимаются одновременно 150 шаров. Но не всегда пилотам удается любоваться красотами земли, иногда приходится бороться за собственную жизнь.

-- Это случилось в Салониках на одном из чемпионатов, -- вспоминает Влад. -- Заходя на посадку, я попал в турбулентные потоки, и меня резко отнесло в сторону, где было еще четыре шара. Удалось избежать столкновения, но мой шар бросило прямо на высоковольтные линии местного вокзала... Тогда греческие газеты писали, мол, у пилота закончился газ, и он был вынужден сделать аварийную посадку, но перед этим связался с начальником вокзала и попросил перекрыть движение поездов. Я над этим долго смеялся, поскольку начальника станции в глаза не видел. Оплавившийся шар так и остался в Греции. Кстати, новый шарик стоит 30 тысяч долларов.

-- Полеты на шарах не для бедного человека, -- продолжает Влад. -- На Западе покататься на воздушном шаре может почти каждый желающий. Никогда не забуду, как в Греции полетать со мной решили три барышни -- за прогулку заплатили $1000. Я их поднял на метров 20. Барышни испугались высоты и попросили спускаться, но без претензий -- денег не забрали. Кстати, в Германии и Швейцарии туристам такие прогулки обходятся в пределах $500--700, а продолжительность полета до 2 часов.

Вообще же, интерес к Украине в плане воздухоплавания на Западе очень велик. В мире есть только два моста, под которыми можно пролететь на воздушном шаре. В небольшом городке в Швейцарии и у нас, в Каменец-Подольском. Сюда приезжают десятки любителей острых ощущений со всей Европы.

P.S. Скоро покататься на воздушном шаре можно будет и над Киевом, правда, стоить это удовольствие будет порядка 350 долларов за двухчасовой полет.