1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №133 (885) за 18.06.2001

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ ПРИДУМЫВАЮТ В... МОРГЕ?

Сегодня уже никого не удивляет, что среди завсегдатаев компьютерных клубов немало подростков десяти-четырнадцати лет. Там они по двадцать четыре часа в сутки сражаются насмерть с виртуальными монстрами. Пожалуй, в ближайшее время малолетних "убийц понарошку" станет гораздо больше -- близится первый чемпионат Украины по компьютерным играм. Не обернутся ли такие забавы трагедией для наших детей?

МАЛОЛЕТКИ НА ТРОПЕ ВОЙНЫ

Соревнования будут проводиться по двум играм: "Counter Strike" и "Quake-3". Именно они пользуются бешеной популярностью среди украинских тинейджеров. Изобретатели этих "стрелялок" постарались на славу: создали полную иллюзию присутствия в игре -- вы слышите собственные шаги, крики, скрип открывающейся двери, все предметы можно увидеть в трехмерном изображении... Цель же -- убить как можно больше виртуальных противников. Враг в свою очередь тоже не дремлет и все норовит вогнать вам нож в спину. У всех игроков есть арсенал современного оружия, которое можно менять по ходу игры... По словам судьи соревнований Сергея Волобаева, для того, чтобы сделать спецэффекты смерти как можно реальней, создатели этих игр изучали трупы. Им это удалось -- виртуальные герои умирают уж слишком правдоподобно: сплошная мешанина кишок и крови.

Принять участие в "смертельных боях" сможет любой подросток, достигший 12 лет. Лишь бы принес письменное разрешение на участие от обоих родителей. Отборочные турниры будут проходить с 22 по 28 сентября этого года в восьми городах Украины. Те же, кому удастся "замочить" всех противников -- отправятся в декабре за новыми победами в Южную Корею на Всемирные кибер игры. Туда съедутся лучшие виртуальные убийцы из тридцати стран.

Интересно, что организаторы чемпионата убеждены: такие сражения развивают... духовную жизнь подростков и свободу самовыражения. "Существует очень мало компьютерных игр, где нет элементов насилия, -- говорит Сергей Волобаев. -- Идея завоевания и убийства есть даже в шахматах! Но почему-то никто этого не замечает". По его словам, такие забавы помогают избавиться от... негативных эмоций -- агрессивный ребенок срывает злость не на сверстнике, а на виртуальном противнике.

КАК РАСПРАВИТЬСЯ С УЧИТЕЛЬНИЦЕЙ?

С этим никак не вяжутся выводы медиков, которые доказали, что любой устрашающий фильм, сильные цветовые колебания и быстрая смена ярких кадров плохо влияют на глазной нерв ребенка и его еще "зеленую" психику. Подтверждение тому -- скандал в Японии, когда после показа мультфильма "Карманные монстры" у сотен детей появились психические расстройства. По мнению специалистов, влияние "злых" компьютерных игр намного опаснее, чем просмотр мультика, ведь те еще и интерактивные -- требуют от играющего некоего перевоплощения в агрессивного героя. К тому же, "стрелялки" накрепко вдалбливают в подсознание подростка, что смерть -- это понарошку. И если убить досадившего чем-то сверстника, то он... оживет.

Один такой заядлый "геймер" из штата Кентукки (США) как-то пришел во двор родной школы и выстрелил восемь раз. До этого он никогда не держал в руках пистолет, но из восьми выстрелов было восемь попаданий! Для сравнения: среднестатистический полицейский попадает "в девятку" в одной мишени из пяти. Результат -- трое убитых сверстников и пятеро тяжело ранены.

Такая меткость оказалась неслучайной. Об этом говорит то, как подросток совершал свои убийства. Он стрелял, не двигаясь, с совершенно отсутствующим выражением лица, держал оружие обеими руками. В каждую жертву он выпускал одну-единственную пулю. Так действуют игроки в видеоиграх. Ведь там одновременно возникает множество целей, поэтому надо быть очень быстрым и не задерживаться на одной жертве. Кстати, в большинстве "стрелялок" даются дополнительные очки за попадание в голову. Такое поощрение провоцирует более изощренный тренинг.

Родители трех убитых девочек подали иск на 130 миллионов долларов на 24 изготовителя видеоигр.

Стоит ли удивляться, что самыми опасными компьютерными забавами считаются игры, при которых дети держат в руках оружие. В некоторых версиях такие "игрушки" делают даже отдачу, как при стрельбе из настоящего пистолета. А в новейшей версии "Quake" можно отсканировать фото, например, своих учителей, чтобы потом их виртуально расстрелять. При этом бегущая строка комментирует: "Убивай своих друзей без чувства вины".

У ВИРТУАЛОВ РАЗВИВАЕТСЯ "ЧЕРНОБЫЛЬСКИЙ СИНДРОМ"

Доказано, что здоровые люди испытывают биологически мощное сопротивление против акта убийства. Исследования подтвердили: во время второй мировой войны только 15--20% солдат стреляли прицельно во врага. Большинство же, даже в условиях опасности для собственной жизни, палили наугад -- срабатывал врожденный барьер убивать себе подобных. Сегодня же, подростки, которые с малых лет упражняются в изощренных виртуальных убийствах, учатся испытывать от них удовольствие. К примеру, после того, как два подростка открыли пальбу по своим одноклассникам, учительница из соседней школы рассказала о трагедии своим ученикам. Некоторые из них начали смеяться...

Не стоит также забывать, что у ребят, которые ночи напролет совершенствуются в изощренных компьютерных убийствах развивается "чернобыльский синдром" -- увеличивается щитовидная железа, появляется хроническая усталость, чаще подвержены респираторным заболеваниям.

Несмотря на это Международный комитет по компьютерным играм планирует причислить виртуальные сражения к видам спорта, а года через три и вовсе включить в программу Олимпийских игр!