1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №135 (887) за 20.06.2001

ЕЛЕНА САНАЕВА: "РОЛАН БЫКОВ ОЩУЩАЛ СЕБЯ "ЧУЧЕЛОМ"

А ты мне дочь, а ты мне ночь, а ты мне мать.

И это мне ни превозмочь, ни рассказать!

Эти строки Ролана Быкова о ней -- жене и коллеге -- актрисе ЕЛЕНЕ САНАЕВОЙ.

Они встретились на фильме "Докер" в 1973 году и не расставались 25 лет до самой смерти Ролана Антоновича. Она уже привыкла к тому, что ее, актрису ("Главный свидетель","Странные люди", "Приключения Буратино", "Дни хирурга Мишкина", "Свадебный подарок", "Чучело", "Нос"), воспринимали прежде всего как дочь известного актера Всеволода Санаева и жену талантливого во всем Ролана Быкова. Сегодня же, когда рядом уже нет ни отца, ни мужа, она понимает, что жить и работать дальше нужно, не опуская поднятую ими планку.

В последний раз мы разговаривали в Киеве, где она недавно была председателем жюри международного детского кинофестиваля "Синій птах-2001".

-- Елена, как долго вы не были в Киеве, родине Ролана Антоновича и отчасти своей?

-- Лет десять. Но тогда Киева я толком и не видела -- Ролана разрывали на части, и он со всеми хотел побыть и везде успеть.

-- Сейчас вообще снимается мало фильмов, а детских -- и подавно. О каком фестивале детского кино может идти речь?

-- Я глубоко уважаю людей, которые думают, что детям необходимы произведения искусства не меньше, чем хлеб или мясо. А ведь им нужно кино хорошее, доброе, интересное. И хотя фестиваль небогатый, все же удалось собрать интересные вещи.

Когда на последнем в жизни Ролана Антоновича съезде кинематографистов выступали наши кинодеятели и обвиняли пресловутый пятый съезд в развале отечественного кино, Ролан очень хорошо сказал: "И хотя ни в угольной промышленности, ни в нашей космонавтике своего пятого съезда не было, они тоже развалились". Если рушится государство, то отдельно взятая отрасль выжить не может. Кино стали снимать все, кто находит какие-нибудь деньги. Ролан даже написал:

Никто сейчас не видит ни солнца, ни луны,

Кино сейчас снимают, как на людях штаны.

Это все-таки серьезнейшая профессия! А отдавать на откуп этому "пойлу", которое течет с экранов и покупается за копейки, нашего мыслящего и умеющего страдать зрителя -- тяжко. Ведь в этот движущийся целлулоид нужно вложить свой "тонкий слой" -- доброту, верность, любовь, милосердие, сострадание. Мой 30-летний сын мне сказал: "Я смотрел старый фильм Зархи "Звездный час" и плакал..." Почему и молодые люди смотрят с удовольствием фильмы 60--70--80-х? То же "Чучело". Ролан всю ночь читал эту повесть, а под утро запустил книжку в потолок. Я сквозь сон спросила: "Что, будешь снимать?" -- "А куда денешься?" Он ощущал себя "чучелом", зная, что таких много и они везде; личность всегда раздражает -- он не мог не снять этот фильм. Это дело штучное и, помимо профессии, еще и сердечное.

-- Ролан Антонович не закончил большой кинопроект -- 6-серийный документально-художественный фильм "Портрет неизвестного солдата". Какова его судьба?

-- Года за два до смерти он мне сказал: "Тебе некогда будет плакать обо мне, у тебя будет очень много дел. Ты должна закончить все, что я не успею". Но что значит закончить фильм за Ролана Быкова? Я с большим уважением отношусь к Юлии Солнцевой -- жене и музе Довженко, -- но у нее не получилось закончить за него картину. Документальный фильм Ромма тоже пытались закончить его ученики -- и провалились. Я поняла, за него это сделать невозможно -- все, что он смонтировал, должно быть показано, а что не успел -- по его записям, дневникам -- тактично рассказано средствами кино. Сейчас фонду Ролана Быкова удалось оформить эту работу как национальный фильм, а пока идет поиск денег, я, не желая простаивать, сняла несколько документальных работ. Вот, даже показала коллегам на этом фестивале.

-- Вас долгое время нельзя было застать в Москве. Были на съемках?

-- После программы Оксаны Пушкиной меня просто "затаскали" по телеканалам. Все ждали от меня личностных откровений. А Боря Токарев (актер и режиссер. -- Авт.) пригласил меня на небольшую, но хорошую роль в своем трехсерийном фильме. Недавно я закончила съемки второго авторского фильма о режиссере Алексее Германе -- "Трудно быть Германом". Третий, заключительный, еще не снимался, так как работаю параллельно над фильмом о вашем земляке Юрие Росте. О Германе -- это кино о кино. Камера "следила" за режиссером и его съемками фильма "Трудно быть Богом" с Леонидом Ярмольником в главной роли.

-- Говорят, Герман -- сложный человек.

-- Очень. Ему самому с собой сложно. Он работает настолько истово, въедливо и глубоко, что вся группа -- как на пожаре. Все всерьез. Натуру снимали в Чехии, в замке. Специально привезли ткань, которую укладывали, чтобы реликтовую травку не испортить. А в самом замке использовали прорезиненную пленку, на которую лили воду, носили грязь, солому, торф. У оператора постоянно от этого всего был аллергический конъюнктивит.

А с Ростом все началось с его уникальной выставки. Конечно, есть люди, которые снимают лучше, чем он. Но сочетание фото с подписью -- такого нет ни у кого -- это жанр, рожденный им. Его эссе я для себя назвала "нерифмованной поэзией". Потом сняла его в мастерской, просмотрев до этого все его 70 авторских телепрограмм "Конюшня Роста", 20 из которых он снял и как оператор. Так постепенно вызревал фильм о нем. Сегодня время "говорит" мне: "Ты дочь Санаева, вдова Быкова, снималась, что-то делала, ну и пошла отсюда! Вас здесь не стояло". А я отвечаю: "Ребята, я стояла и стою, пока жива!"