1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №135 (887) за 20.06.2001

ЗДЕСЬ ЖУКОВ СИДЕЛ, А ЗДЕСЬ БРЕЖНЕВ ЕРЗАЛ...

Лет двадцать назад в столице было около 150 раритетных авто, к сегодняшнему дню киевляне сумели сохранить всего лишь около 40. У каждого -- своя удивительная история.

-- Чем старше автомобиль, тем он ценнее. С каждым годом стоимость его увеличивается, -- рассказывает руководитель клуба любителей старинных и уникальных автомобилей "Автомузей" Валентин Величко.

Самый старый в нашем городе -- Вандерер-Пюнхен (в переводе с немецкого означает "куколка"), 1914 года выпуска. Легкий двухместный автомобиль, где два пассажира сидели один за другим, как в кабине самолета, взяла на вооружение немецкая кайзеровская армия. В Украину эта машина попала в 1918 году. При гетмане Скоропадском вандереры должны были прибыть в Киев для караульной и фельдъегерской службы. Прослышав об этом, один из первых киевских автомобилистов Иосиф Мостицкий, часовой мастер, известный своими мотопробегами из Киева в Палермо и обратно (и это в начале ХХ века!), решил во что бы то ни стало раздобыть себе эту машину. На станции Пост-Волынский стоял эшелон, в котором в деревянных ящиках в собранном состоянии находились вожделенные авто. Мостицкий с друзьями и прихватил один из таких ящиков. На подводе груз привезли домой, но, вскрыв коробку, обнаружили только шасси и двигатель, кузова на месте не оказалось. Тогда автолюбитель заказал в одном известном киевском каретном ателье кузов, при этом значительно усовершенствовав его. Иосиф Мостицкий ездил на своем Вандерере до начала войны. Когда фашисты заняли Киев, он разобрал авто и закопал его в землю, но так и не восстановил полностью машину. Долгое время она стояла у него в сарае, пока не пошла, как говорится, по рукам автолюбителей.

Среди автомобилей, принадлежавшим некогда знаменитым людям, машина отечественного производства ЗИС-101. Именно на ней в начале 1944 ездил маршал Советского Союза Георгий Жуков. Машина прошла всю войну, а в начале 50-х, после списания, ЗИС купил полковник Побережный. Сегодня эта реликвия бережно хранится его дочерью.

Еще один представитель отечественного автомобилестроения -- ЗИМ-12 1956 года выпуска. Эта машина представительского класса, копия американского "Паккарда". На таких ездили генеральные секретари и военнослужащие высоких рангов, и это при том, что автомобиль имел деревянный клееный каркас (если водитель или механик вовремя не подтягивали какой-нибудь болт, пассажиров всю дорогу преследовал жуткий скрип). Сначала ЗИМ принадлежал профессору киевского университета, который купил его за 40 тысяч дореформенных рублей. Потом машина перекочевала под Киев, в Бровары, а несколько лет назад ее приобрел один из членов клуба. Совсем недавно старичок принимал участие в съемках небезызвестного фильма "Восток-Запад". Прокатившись в ретроавтомобиле по Киеву, звезда мирового кино Катрин Денев восторженно заметила, что машина -- лучший памятник сталинской эпохе.

-- Не меньшая ценность автомобиля Ла-Саль 1939 года (их всего-то было выпущено около четырехсот), -- продолжает экскурсию Валентин Григорьевич. -- В конце войны Ла-Саль попал к первому заместителю Эйзенхауэра, генералу Клею. Спустя год американский военачальник подарил его нашему генералу армии Соколовскому, заместителю Жукова. Именно на этой машине Соколовский ездил на Потсдамскую конференцию.

Еще одна гордость столичных коллекционеров "Мерседес 280-С". Машину купили по спецзаказу в 1969 году для крымской резиденции Брежнева. Это был обычный автомобиль, усовершенствованный разве что электростеклоподъемниками, легкосплавными дисками на колесах и запаске и пятиступенчатой механической коробкой передач, вместо трехступенчатого "автомата". С такими дополнениями автомобиль стал более скоростным и легким в управлении. Как раз то, что нужно было Леониду Ильичу, большому любителю быстрой езды.

Члены клуба мечтают о создании музея, тем более что подобные ретросалоны существуют во многих странах мира и пользуются большой популярностью среди автолюбителей. А пока эксклюзивными моделями можно полюбоваться лишь раз в году на выставке, которая традиционно проходит в конце августа.