1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №140 (892) за 26.06.2001

РАСТИМ ЛУЧШИЕ В МИРЕ ПОДСОЛНУХИ, А ЕДИМ ПАЛЬМОВЫЙ МАРГАРИН

Экспортная таможенная пошлина на семена масличных культур наконец снижена парламентом вдвое -- до 17%. Но одновременно вводится запрет на вывоз из Украины семян подсолнечника для его использования в давальческих схемах: хлопоты явно запоздалые, поскольку все, что можно было, уже вывезено.

Введена была 34%-я экспортная ставка в минувшем году по просьбе масложировых комбинатов, сетовавших на необузданный вывоз из Украины сырья. За них вступился и Президент: дескать, надо же загружать простаивающие мощности. Действительно, поначалу высокая пошлина работала на отечественные предприятия -- к ним пошла недорогая "семечка", выпуск постного масла, майонезов и маргаринов чуть ли не удвоился.

Но экспортеры быстро изобрели обходной путь -- и подсолнечник потек за границу по давальческим схемам. В итоге с сентября по апрель вывезли на 703 тыс. тонн семян больше, чем за тот же период прошлого года. Продукты переработки (масло и шрот) в Украину не ввозились, -- собственно, здесь и своих хватало, -- а валюта в страну возвращалась только в эквиваленте стоимости экспортированного сырья, в то время как стоимость готовых продуктов значительно выше. Кстати, Международный валютный фонд, наш генеральный финансовый донор, сразу дал понять, что ставка завышена -- и впоследствии неоднократно настаивал на ее снижении, записывая сие пунктом для возобновления кредитования Украины по программе EFF.

Экономический "эффект" не заставил себя ждать. Благие намерения по защите отечественного производителя заработали против него и обернулись немалыми потерями для казны. Внутренние цены на семена подсолнечника подскочили вдвое, в апреле часть предприятий остановилась, а стоимость украинского масла в мае превысила мировую в среднем на $100 за тонну... Ясное дело, заключать контракты по таким расценкам уже никто не хотел, хотя наша "семечка" и считается в мире эталоном качества.

Сегодня, чтобы хоть как-то удержать рынок маргариновой продукции, отечественным предприятиям приходится переключаться на более дешевые пальмовые масла. Так "сапожник остался без сапог".