1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №143 (895) за 02.07.2001

"МУЗЫКАНТЫ СЕГОДНЯ ВЫМИРАЮТ -- КАК ДИНОЗАВРЫ"

Анатолий Говорадло и Дмитрий Гершензон на эстраде -- лет по двадцать. И пользовались заслуженным уважением и коллег, и публики как серьезные музыканты-профессионалы. И вдруг -- как гром среди ясного неба -- год назад дуэт "Свитязь" взорвал отечественный шоу-бизнес целой обоймой таких шикарных пародий, что, кажется, в них влюбились все...

"Я ВЗЯЛ ДИМУ ЗА ЖАБРЫ..."

-- Вы ведь оба и без пародий неплохо себя чувствовали на эстраде. Чего вас понесло на эти галеры?

Дмитрий: -- В мое время говорили: хороший альтист -- это неудавшийся скрипач. Не хочется, чтобы думали, что хороший пародист -- это неудавшийся артист. В свое время Анатолий Васильевич Говорадло много песен написал и для себя, и для других исполнителей. Но всегда внутри сидело желание "стеба" -- в хорошем смысле слова, а не того, которым занимаются наши молодые коллеги, не имея музыкального образования.

Анатолий: -- Мы много лет работали с Василием Зинкевичем, и становление украинской эстрады происходило у нас на глазах. Многих звезд имели счастье знать задолго до того, как они ими стали. Мы имеем моральное право на пародии, потому что основная масса тех, кого мы пародируем, относится к нам с симпатией и пользуется взаимностью. Главное, чтобы это было по-доброму и без юродства. Хотя есть и те, кого мы органически не воспринимаем, и это, наверное, заметно. Но это наш прокол: на сцене не должно быть никакого зла.

-- Обиженных много?

Дмитрий: -- До недавнего времени мы думали, что их вообще нет. А когда начались наши публичные выступления в столице, многие высказывались. Причем обижались на то, чего мы даже не предполагали. Как-то подошел один наш "мэтр" и говорит: "Сделайте, хлопцы, пародию на меня и мою жену, но только не так сильно". А мы ему: "Ну, давай уж тогда просто гимн напишем. Зачем вам пародия?" Зато Поплавский заявил: "Всі пародії у вас гарні, але моя -- найкраща!"

Анатолий: -- Некоторые просят, чтобы мы написали на них пародию. Можно, конечно, но если песни недостаточно популярны, надо долго пояснять, кто это и о чем поет -- в итоге пародия теряет всякий смысл. Поэтому мы сейчас испытываем некоторые проблемы с репертуаром: не так много в Украине песен, которые люди знают и любят.

Дмитрий: -- Сначала мы думали, что будут только украинские песни, но есть 10--12 русских, которые народ узнает с первых звуков. К примеру, "Погоду в доме" Долиной знают и бомж, и министр... Потому в следующий наш альбом войдут пародии на братьев из России.

-- У вас еще не появились подражатели, "двойники"? Конкуренции не боитесь?

Дмитрий: -- Пусть попробуют! Не так уж это легко. Даже коллеги спрашивают, где мы берем "минусовки". И когда мы отвечаем, что сами делаем, удивляются. Технологически это сделать очень сложно -- а ведь наши пародии поначалу были скорее музыкальными, так что пользоваться "готовым материалом" просто невозможно.

Анатолий: -- Все началось с телепередачи, которую нам с Димой предложили вести. По такому случаю даже студию нашего продюсера Алексея Онышко переименовали в "Олекса-ТВ", технику закупили... Ораторы из нас, прямо скажем, никакие -- легче спеть, чем сказать. И мы нашли выход: представлять гостей программы через пародии. Первым был Гарик Кричевский, потом Иво Бобул с Лилией Сандулесой. В результате передача не состоялась, а пародии остались. Они долго лежали "в столе", и однажды мы попробовали их на публике. Что творилось в зале -- просто невозможно передать! И тогда я сказал Диме: "Если публике нравится, надо это дело продолжать!" Вначале Дима вообще не хотел выходить на сцену, говорил, мол, это несерьезно: после 15 лет аранжировок для Зинкевича -- клоунада. Это моя заслуга: я его взял за жабры и заставил отнестись к этому серьезно. Но песни мы не оставили, пишем.

-- Раскручиваете их?

Анатолий: -- У нас столько песен, что если бы мы все раскручивали, хватило бы до конца наших дней. Мы немного старомодны и считаем, что артиста должны люди заметить, а сейчас надо себя "продавать". Вообще, отсутствием работы мы не страдали...

"СВИТЯЗЬ" ВСЕГДА БЫЛ КУЗНИЦЕЙ ТАЛАНТОВ"

-- Теперь вы -- дуэт, но ведь "Свитязь" раньше был большим коллективом?

Дмитрий: -- Да, это был аккомпанирующий состав Василия Зинкевича, он собрался еще в 1975 году. Сначала играли стилизованную народную музыку. Я в группе с 1983 г., Толик с 87-го. Со временем все "разбрелись" по разным странам, и остался дуэт. "Свитязь" был просто какой-то кузницей кадров, масса артистов вышла из него: Вася Зинкевич, Лиля Сандулеса, Саша Серов...

-- Вам не кажется, что сегодня изрядно подупал интерес к артистам традиционной эстрады?

Дмитрий: -- Кажется. Если бы они занимались собой так, как их молодые коллеги, они еще кого-то бы интересовали. А так -- "костюмчик не тот". Молодежь ведь нельзя заставить воспринимать чувства взрослого дяди, который излагает все это в устаревшей манере. А людям постарше, в большинстве случаев, сейчас не до концертов -- и дорого, и времени не хватает.

Анатолий: -- А с другой стороны, рано или поздно музыка, которая сейчас популярна, тоже станет традиционной. Просто люди, которые этим занимаются, должны понять, что надо постоянно меняться, чтобы постоянно быть интересным для публики.

У нас пока нет песен, которые после первого исполнения запел бы весь народ. Раньше ведь музыкой занимались музыканты, которые имели образование и с детства слушали классику. А сейчас музыканты просто вымирают -- как динозавры. Все происходит примерно так: приходит человек, который думает, что он умеет петь, платит аранжировщику, потом записывается на студии -- по нотке, по слову. Потом звукорежиссер вместе с аранжировщиком плюются, но чистят это все. В итоге получается достаточно пристойно, но "в живую" горе-певец не в состоянии стройно спеть даже пару нот. А купить себе эфиры очень даже в состоянии.

Дмитрий: -- Я сделал вывод, что сами профессионалы ради денег (кушать-то хочется) навыпускали этих "неликвидов" в свет и теперь расхлебывают.

-- А вам ваше образование не мешает?

Дмитрий: -- Я ноты знаю -- все 5! (Хохочет.)

Анатолий: -- А я сначала окончил физмат пединститута, потом духовое отделение культпросветучилища -- играл на саксофоне и флейте. Тогда для работы в филармонии требовали диплом о музыкальном образовании.

Дмитрий: -- Кстати, в те времена, кроме маразматических прослушиваний и ненавистных худсоветов, было много положительного. Утро каждого музыканта начиналось с того, что бралась в руки, к примеру, гитарочка и игрались гаммы -- чтоб пальчики бегали. Добывались различные ноты, музыканты обменивались информацией. А сейчас я подобного себе даже не представляю. Мне кажется, все, в основном ,"тащатся" от себя и друг от друга.

"МУЖЧИНА ДОЛЖЕН ПОСАДИТЬ ДЕРЕВО, ВЫРАСТИТЬ СЫНА И... ПОБЕЛИТЬ ЗАБОР"

-- Ваши близкие гордятся вами -- мужьями и отцами?

Анатолий: -- Моя жена сначала была против: мол, была женой певца, а теперь -- кого?..

Дмитрий: -- А у меня детям, в основном, нравится. Сын знает весь репертуар, одно время даже писал для нас программы. Забавно конечно...

-- Семьи-то у вас какие?

Дмитрий: -- Традиционные!.. По жене и по двое детей. Мальчик и девочка...

Анатолий: -- Мои дети занимаются в музыкальной школе (закончили первый класс), а у него только младший скрипач -- по папиным стопам.

-- Вы ведь уже выходили с ними на сцену?

Дмитрий: -- Да, у Виталика Билоножко на фестивале "Мелодия двух сердец". Особенно мне понравилась реклама: мол, будут Табачник с женой, Катя Бужинская с мужем и... мы с Толиком. Еще и два сердечка нарисовали. (Повальный хохот.) Во придумали!

-- Говорят, мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом...

Анатолий: -- Как ни удивительно, я дом построил. Уже три года живем в нем, даже участок купили рядом, газончик сделали и всех приглашаем к нам. Теперь мое хобби -- архитектура: журналы читаю, книги. Если бы не был музыкантом, наверное, я стал бы архитектором или дизайнером. Сам сделал проект, растения вокруг -- тоже мои достижения. Я пришел к выводу, что мы в нашей стране потому плохо живем, что равнодушно относимся к тому, что вокруг нас. Надо самим делать жизнь красивой. Видишь, что заборчик покосился -- нечего правительство винить и на нехватку денег жаловаться, а надо взять да и поправить, купить извести на пару копеек, побелить и посадить рядом цветочки. Просто, аккуратно и недорого. И детей надо приучать. Мои, например, имеют каждый какие-то обязанности по дому, вот кролика недавно нам подарили -- тоже забота, ответственность. Хотел еще завести козу, но когда узнал, что ее надо три раза в день доить... (Смеется.) С козой не получилось.

Дмитрий: -- А у меня хобби одно -- сижу на студии круглые сутки. Иногда там и сплю. Нет у меня времени для хобби, ребята. Сейчас хоть иногда, когда надо в Киев ехать, сел в машиночку -- и не думаю ни о чем. А если жить и работать в Киеве, то совсем не буду из студии вылазить -- вообще кончусь.

-- За долгие годы совместной работы вы не устали друг от друга?

Дмитрий: -- Так мы не успеваем друг другу надоесть! Отработали вместе и разъехались: я -- к себе в Луцк, Толя -- в Житомир. Встречаемся на концертах или на базе, когда задумываем какую-то очередную "грандиозность".

-- Очередной грандиозностью была, наверное, "Зірка української естради", которую вы вели, пародируя каждого, кто выходил на сцену?

Дмитрий: -- Мы очень серьезно готовились к этой акции. К ней можно относиться по-разному, но мы рады, что звезду получил Василий Зинкевич. Правда, когда дали список номинантов, у нас иногда возникал вопрос: "Это он или она? И вообще, кто это?" А с другой стороны, осуждать проще всего. Мы же взрослые люди и понимаем: кто-то от кого-то зависит, кто-то кому-то чем-то обязан... А до Василия Зинкевича дошел слух (очевидно, от бабушек, которые в "Украине" ключи выдают -- они всегда все лучше всех знают), что "звезду" будут вручать не ему, а Софии Михайловне. Он звонит нам, волнуется. Я же, зная, что в номинации "звезда" другой фамилии нет, говорю: "Не переживайте, Василий Иванович, вас в асфальт закатают!"

"НИКАК НЕ МОЖЕМ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ, КТО МУЖ, А КТО -- ЖЕНА"

-- С кем из коллег-артистов вы дружите?

Анатолий: -- Их очень много. Наши любимые друзья -- Ян Табачник, которому мы очень благодарны за поддержку и помощь. Оксана Билозир, в доме которой нас принимают, как родных. Вовки- "кролики".

Дмитрий: -- О Василие Зинкевиче я уж и не говорю -- мы даже не друзья, а, скорее, родственники. А с "кроликами" вот уже много лет "подкалываем" друг друга. Это ведь именно Вовки нас вывели на "цю хибну дорогу"! Дело было так: снимался новогодний огонек, и они Василию Климчуку (в то время генеральному продюсеру ТРК "Эра") сказали, что сценарии для них пишет дует "Свитязь". И дали наш телефон. Они пошутили, а нам об этом ничего не сказали. Звонит мне на студию Вася. Примерно так: "Значит так, отбивка на Крутого, реприза на такого-то и т. д." Я, конечно, ошалел, но виду не подал... Вот так все и началось.

-- Артист -- это человек, который развлекает или тот, который влияет на душу?

Дмитрий: -- Развлекает, влияя на душу. Глобально -- артист создан для того, чтобы развлекать. Мы убеждены: чтобы песня кому-то понравилась и кому-то была нужна -- там должен быть глубокий текст со смыслом. Вспомните Пугачеву: у нее 80% сюжетных песен! А песня "ни о чем" так и умрет, никому не нужной.

-- Вас в жизни часто предавали?

Анатолий: -- Слава Богу, жизнь так распорядилась, что мне по жизни встречались хорошие, порядочные люди. Вот и с Димой у нас не было ни одного серьезного конфликта. Наверное, муж с женой чаще ссорятся...

Дмитрий: -- Это потому, что мы до сих пор не можем понять, кто муж, а кто жена... (Смех до слез).
Наталья ВЛАЩЕНКО, Виктория МУРАТОВА
Лана РОКСИ, Наталия ХОМЕНКО
Игорь ЧЕМЕРИС, Роксолана ЛИТВИН