Выпуск газеты Сегодня №145 (897) за 04.07.2001
ВЫХЛОПНЫЕ ГАЗЫ ПАХНУТ ТАК... ПРИЯТНО
А теперь серьезно. Результаты первого этапа операции "Чистый воздух", которую ежегодно проводят в Киеве госавтоинспекторы и экологи, показали, что в борьбе за экологически чистый транспорт изменений в лучшую сторону не произошло. Город продолжают загрязнять давно отработавшие свое автобусы "Икарус", "ПАЗ", "ЛАЗ", "ЛиАЗ", находящиеся на балансе столичных автопарков. Да и частники не шибко следят за исправностью своих автомобилей. А ведь одна машина с неполадками топливной системы выбрасывает в атмосферу столько вредных веществ, сколько 5--10 технически исправных.
Вообще-то, автомобиль следует регулярно проверять на "вредность". Но автолюбителям эта процедура, как говорится, до фени -- жалко времени и денег. А то, что у людей, особенно живущих вблизи автомагистралей, сердечко садится и дыхательные пути забиваются, их не волнует. Зато наказание за неисправность автомобиля считают необоснованным и всю вину "валят" на бензин, мол, тот не всегда хорошего качества, вот и портит воздух больше положенного.
По словам Ивана Дубовика, начальника отдела по предотвращению загрязнения окружающей среды транспортными средствами при управлении ГАИ, качество топлива на заправках, действительно, оставляет желать лучшего. Но при правильной регулировке двигателя содержание вредных веществ в отработавших газах довести до нормы возможно и без замены запчастей, и на том же топливе. Проверять количество вредных веществ в выхлопах своего автомобиля нужно не реже одного раза в три месяца. Сделать это можно на станциях техобслуживания или пунктах технического контроля. Там выдадут талон токсичности (дымности), действительный в течение трех месяцев, а регулировочные винты топливной системы опломбируют. Если все эти условия соблюдены, но в автомобиле все же обнаруживаются проблемы с выхлопом, инспектор ГАИ обязан "погасить" талон и предложить водителю повторно пройти диагностику. Кстати, устранить неисправность в течение 10 дней, причем бесплатно, обязаны на станции, выдавшей талон.
Но, видимо, существующая система диагностики автомобиля несовершенна, раз позволяет водителям увиливать от "экологических" проверок. С учетом этого Госуправление экологии и природных ресурсов в Киеве разработало и предложило на рассмотрение Киевской горгосадминистрации ряд мероприятий по уменьшению выбросов транспортом загрязняющих веществ. Среди прочего предложено создать подразделение экологической милиции при ГУ МВД в Киеве и ввести "Экологическую карточку транспортного средства", которая дала бы возможность взять под контроль пункты диагностики. Также, по мнению специалистов, было бы неплохо отказаться от реализации и использования в Киеве этилированного бензина, а в будущем вообще заменить моторное топливо нефтяного происхождения экологически чистым природным газом. В первую очередь это касается городского пассажирского и коммунального транспорта.
Как сообщил "Сегодня" Владимир Ольшевский, замначальника Госуправления экологии и природных ресурсов, с такими предложениями специалисты выходят на горгосадминистрацию уже в течение двух лет, но, к сожалению, не получают поддержки. Недавно была сделана очередная попытка. Будут ли киевляне когда-либо дышать свежим воздухом, зависит только от городских властей.