1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №146 (898) за 05.07.2001

СКОЛЬКО СТОИТ СТАТЬ ДЕПУТАТОМ?

В кулуарах Верховной Рады все чаще говорят о выборах. Распределение мест в списках блоков уже практически завершено. Это значит, что кампания постепенно переходит в новую стадию -- активной агитации. Конечно, в полную силу электоральное "шоу" начнется осенью. Но и сегодня небезынтересно знать, в какую копеечку предвыборная гонка может обойтись кандидатам...

-- Выборы 2002 года будут принципиально отличаться от тех, что были в 1998-м, -- считает политолог Николай Томенко. -- Если раньше продажа "списочных" мест широко практиковалась, теперь она станет малопопулярной. И дело здесь не в том, что наш политикум стал моральнее. Просто все заинтересованные в политике бизнесмены уже и так либо стали депутатами, либо активно работают в партийных структурах, отвечая за их финансирование. Соответственно, "теплые местечка" им причитаются "по закону". Конечно, будут исключения. Имея в виду "проходную" часть списка "проходного" блока, я бы назвал цифру от 500 до 1 млн. долларов США".

Г-н Томенко дает оценку возможной стоимости избирательной кампании партийной структуры, а также кампании кандидата-мажоритарщика на выборах-2002:

-- Для того, чтобы обеспечить прохождение 4 %-ного барьера, партии или блоку придется раскошелиться как минимум на 1,5--2 млн. "зеленых". Это при условии, что данное политическое образование уже имеет определенный рейтинг и рычаги влияния на СМИ. Что касается мажоритарщиков, я бы поделил их на две группы. Первая -- те, кто уже прошел половину пути до выборов. К ним отнесем действующих депутатов, представителей местной власти, просто популярных личностей. Им на кампанию хватит и ста тысяч у. е. Вторая -- те, кто начинает работать с "нуля". Тут понадобится 300--500 тысяч у. е. Но это если говорить о мажоритарных округах в регионах. В Киеве все цифры нужно умножать на два.

В одинаковую ли сумму обойдется завоевание одного депутатского кресла представителям разных политических лагерей?

-- Левым на роду написано побеждать малыми деньгами. Оно и понятно -- как-никак определенная идея. Надо лишь доказать ее состоятельность, считает политолог Михаил Погребинский. -- Похожая ситуация и у правых. Труднее всего придется центристам. Поскольку яркой идеологии у них нет, нужно дать людям иной мотив для голосования. Среди прочего, таким мотивом может стать пара килограммов гречки в каждые руки или газовая труба в отдаленное село. А это солидные расходы.

Напоследок хотелось бы привести историю, услышанную из уст одного народного избранника, не подозревавшего, что его собеседник -- журналист. Фамилию "героя" по понятным причинам называть не будем:

-- Округ у меня аграрный. Во многих селах одни старички остались. Некоторые даже читать не умеют. Договорившись с местным начальством, мои ребята заранее приготовили заполненные бюллетени. Получали их бабульки на глазах своих "авторитетов" -- как правило, председателя колхоза или главы сельсовета. Опустив в урну, клали в карман 50 гривен. Никто даже не пикнул!..

P.S. Будем надеяться, что вышеупомянутый депутат -- досадное исключение.