1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №148 (900) за 07.07.2001

КАЖДОМУ ТРИДЦАТОМУ КИЕВЛЯНИНУ -- АВТОМОБИЛЬ

В Киеве -- автомобильный бум: дышать нечем! сплошные пробки! парковок и гаражей не хватает! Подобные восклицания на страницах киевских газет встречаются уже больше 60 лет.

"Бум" в Киеве начался в 1930 годах, когда количество автомашин в городе увеличилось до 5 тысяч. "Железные кони" начали вытеснять не только гужевой транспорт, но и трамвай. Появился новый вид общественного транспорта -- автобус и такси. По улицам бодро бегали 16-местные автобусы "ГАЗ" и 30-местные гиганты "ЗИС". В 1934 году в городе было уже 60 такси, 35 автобусов, 65 грузовиков. Росло количество ведомственных и личных автомобилей. "Пролетарский размах" ощущался и в этой новейшей тогда области: на 1947 год было выдвинуто "социалистическое обязательство" -- дать каждому тридцатому киевлянину личный автомобиль, доведя общее число машин до 40 тысяч.

"Ставшая на путь широкой моторизации" советская промышленность обещала вывести страну на "третье или даже второе место в мире по количеству автомашин на душу населения". Но уже тогда достаточно ясно представлялись и трудности "автомобилизации". Как писали газеты, у Киева "осталось совсем немного времени, чтобы подготовиться к великому и бурному росту автопарка и автодвижения". Стал актуальным вопрос гаражного строительства, так как оставлять машину под открытым небом, "как это бывает сплошь в Америке" -- непозволительное варварство. Одними из "показательных гаражных хозяйств" стали построенный в 1937 году гараж Совнаркома УССР на Павловской улице и, чуть раньше, Лукьяновский грузовой гараж на 200 машин, автобусный в районе Жовтневки и два таксомоторных у вокзала и на Печерске. Уже тогда проектировались многоэтажные наземные и подземные гаражи (они же -- убежища на случай войны).

Парковка машин вдоль уличных бордюров была признана нерациональной и препятствующей уличному движению. Поэтому была запланирована целая сеть специальных площадок. Парковка на 2000 машин появилась у стадиона им. Косиора (совр. "Олимпийский"), возле запланированного столичного аэродрома в Броварах и у ипподрома. Огромные территории на Правительственной площади (совр. Михайловская) и на прилегающих улицах должны были принять чиновничьи лимузины.

В связи с увеличившимся потоком автотранспорта, перепланировке подвергался и сам город. Транзитный транспорт предлагалось отвести на кольцевую дорогу, а увеличение "эксплуатационной скорости автотранспорта" до 25--30 км/ч на основных магистралях достигалось за счет четкой системы регулирования транспортом (появились первые светофоры), строительства тоннелей и развязок, повсеместной замены дорожного покрытия на новейшую асфальтобетонную смесь.

Будущий огромный парк автотранспорта требовал решения проблемы заправочных "колонок" и станций обслуживания по образцу американских "сервис-стейшен", где можно было бы не только заправиться, но и сделать мелкий ремонт, пройти профилактическое обслуживание, отдохнуть и перекусить. Первая такая образцовая станция треста "Горторгтранса" появилась на Красноармейской улице. Две асфальтовые дорожки вели к четырем колонкам, обслуживавшим одновременно 8 машин. Рядом располагалось здание "профилактория" с мойкой, ремонтным залом, котельной и компрессорной, в комплекс станции входил павильон с залом ожидания на 60 человек, справочным киоском, гардеробом, будкой с телефонным аппаратом, буфетом, кассой, уборными и душами. Вечером над станцией загоралась вышка с неоновыми буквами и к ней устремлялись на "плановое культурное обслуживание" не "случайные машины, как в Америке, а образцовый ведомственный автотранспорт".

Специалисты, ломавшие головы над решением проблемы автомобильного бума, даже предположить не могли, что к нашему времени количество машин в столице достигнет 600 тысяч и будет еще стремительней расти (прогнозировалось, что к 2005 году количество авто не превысит 450 тыс.). Так что "бум" еще впереди.