1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №149 (901) за 09.07.2001

В ЭФИОПИИ ДО СИХ ПОР ЛЮБЯТ ПУШКИНА И ЧТЯТ РУССКОЕ ОРУЖИЕ

Как водится, все началось давно. В XIII веке появилось Эфиопское царство. Оно единственное на всем Черном континенте не было порабощено колонизаторами. Эфиопы громили войска англичан и итальянцев. Однако Италии все же удалось отвоевать у Эфиопии кусок побережья Красного моря, который в 1890 году стал колонией Эритреей. А в 1935 году дуче на несколько лет покорил всю Эфиопию.

Потом была вторая мировая война, и с ней пришла к эфиопским партизанам военная помощь Британии. В конце концов, в 1952 году Эфиопия и Эритрея вновь стали единым государством. С этого момента началась борьба эритрейцев за отделение. Ситуация была сложная: в Эритрее господствовал ислам, в Эфиопии -- христианство. Тиграи, многочисленная народность на севере страны, создала свой освободительный фронт. Кстати, в Эритрее тиграи тоже оказались самыми активными бойцами. В конце концов, в 1991 году эритрейский фронт освободил провинцию Эритрею, и, объединившись, два фронта выгнали из Аддис-Абебы марксистское правительство Менгисту Хайле Мариама. Таким образом, пришел конец первенству самой многочисленной в стране этнической группы амхара, которая господствовала еще при императорах и в период диктатуры Мариама. А бывшие лидеры тиграйских партизан Мелес Зенауви и Исайяс Афеворк, захватившие власть, договорились в 1993 году об отделении Эритреи от Эфиопии. При этом поделили страну они не вполне полюбовно, по итальянским картам, исходя из чего Эфиопия лишилась двух портов на Красном море. Это привело впоследствии к жестоким военным конфликтам, в ходе которых Россия продавала вооружение обеим сторонам.

Известно, что славяне появились в Эфиопии давно. Российская империя настолько симпатизировала этой стране, что именно здесь открыла свое первое в Африке дипломатическое представительство. А русские врачи во время итало-эфиопской войны в конце ХIХ века устроили в Аддис-Абебе госпиталь.

Связывает Россию и Эфиопию также огромная любовь к классику русской литературы. В центре Аддис-Абебы, на Гарвиплац, стоит памятник Александру Пушкину. Поэт не писал по-амхарски, но в Эфиопии его считают своим. Предком Александра Сергеевича является Ибрахим Аннибал, описанный писателем в одной из повестей.

Великий князь Ибрахим Маконнен, ставший после крещения в Русской Православной церкви Аврамом Аннибалом, был последним представителем фалашской ветви императорского дома Маконненов, ведущих свою родословную от сына царя Соломона и царицы Савской. Фалаша -- иудейское меньшинство Эфиопии, представители которого обладали привилегией "служить при Ковчеге" в день праздника Москал в честь завершения сезона дождей.

Существует версия, что, несмотря на крещение, Аврам Аннибал не отступил от веры отцов и тайно отправлял обряды согласно Закону Моисея. Некоторые исследователи уверены, что и потомки Аннибала, в том числе и Пушкин, были тайными иудеями, которые жили двойной жизнью, внешне оставаясь православными...