1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №150 (902) за 10.07.2001

НАШ ПОДХОД К ИНВЕСТОРУ: НАПОИТЬ "НА ШАРУ" ВОДКОЙ И ПРОДАТЬ БЕСПЛАТНУЮ ИНФОРМАЦИЮ

Интернетовский веб-сайт Словакии более чем на 60% заполнен информацией об инвестиционной привлекательности этой страны. А вот практически все "визитные карточки" украинских регионов представляют собой "картинную галерею" портретов руководителей области да набор общих фраз из справочника. Выходит, что желающим вложить в нас деньги просто некуда обращаться.

Потенциальные инвесторы не устают удивляться "менеджменту" наших региональных лидеров: "Встречают роскошным дармовым фуршетом, где до упаду накачивают водкой, а назавтра предлагают купить экономическую информацию, которая во всем цивилизованном мире предоставляется бесплатно..."

Заполнить этот вакуум взялся киевский Институт реформ, результатом трехлетних исследований которого стал "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Украины". По словам одного из сотрудников института Маркияна Дацышина, известно немало случаев, когда компании сворачивали свою деятельность в одних областях и одновременно расширяли ее в других. Оно и понятно, бизнес, как и любой человек, стремится туда, где лучше и прибыльнее. Отсюда легко объяснимо, отчего почти три четверти всех инвестиций привлечено в экономику шести областей и Киева (который почти вдвое опережает ближайших конкурентов). В группе лидеров -- традиционно индустриальные регионы: Днепропетровская, Донецкая, Харьковская и Запорожская области. Незначительно отстают Львовщина и Одесщина, замыкает "великолепную семерку" Крым. Далее следуют 5 областей-"преследователей", 7 "основных" и 6 "аутсайдеров". К последним отнесены Житомирская, Кировоградская, Ривненская, Хмельницкая, Черкасская и Сумская области.

Интересно, что четкое статистическое подтверждение получила гипотеза о негативном влиянии численности чиновников на инвестиционный климат. Например, в столице число державных мужей на 10000 жителей -- наименьшее, а аутсайдеры по инвестициям -- Житомирщина и Кировоградщина -- по этому показателю как раз впереди.

В результате экспертного опроса топ-менеджеров выявлено, что при выборе региона для инвестирования "люди дела" в первую очередь учитывают: содействие органов местной власти (в частности, информационное обеспечение), емкость потребительского рынка региона и развитие инфраструктуры. Существенный "плюс" в принятии положительного решения -- пример успешной работы других компаний.

А вот наличие дешевой рабочей силы и уровень ее квалификации, чем безмерно гордятся украинские власти, как ни странно, инвестора практически не интересуют. И, что еще более удивительно, ни один из них не согласился с тем, что специальные экономические зоны и территории приоритетного развития способствуют привлечению капитала -- в мире давно привыкли к равноправной здоровой конкуренции.