1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №151 (903) за 11.07.2001

НИКОЛАЕВСКАЯ “ЗОРЯ” – ЛИДЕР УКРАИНСКОГО ГАЗОТУРБОСТРОЕНИЯ

Большинство жителей Украины не знает, что в Николаеве, кроме глиноземного завода и судостроительных верфей, есть и уникальное предприятие -- государственное производственное объединение (ПО) "Зоря". По техническому потенциалу, уровню наукоемкости выпускаемой продукции и кадровому составу это предприятие сопоставимо с такими всемирно известными компаниями, как "Siemens", "General Motors", "MAN", "Rolls-Royce", "General Electric". Именно благодаря николаевскому заводу Украина входит в пятерку стран мира, которые способны самостоятельно производить такую технологически сложную продукцию, как газовые турбины и оборудование для обслуживания газовых магистралей. Кстати, и своей корабельной славой Николаев во многом обязан именно "Зоре". Предприятие занимает первое место в мире по показателю, характеризующему насыщенность флота приводами одной фирмы. Однако кое-кто, видимо, хочет поломать такое положение вещей...

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ЗАВОД?

Причина относительной малоизвестности "Зори" понятна -- еще десять лет назад Николаев, как и некоторые другие населенные пункты, был закрытым, режимным городом. А район размещения "Зори", и поныне именуемый николаевцами по первоначальному наименованию предприятия -- ЮТЗ (Южный турбинный завод), тщательно оберегался от чужих глаз. И хотя таинственность и закрытость отошли в прошлое, привычка заводчан не распространяться о своей работе во многом сохранилась.

Уникальность предприятия определяется не только тем, чем оно занималось и занимается, но и умением перестроиться на ходу. За свою не такую уж длительную историю (в скором времени будет отмечаться 50-летний юбилей), "Зоря" дважды оказывалась на самом острие общемирового развития научно-технической мысли. Первый раз выпало пробиваться "нехожеными тропами" в 50-х--80-х, когда разработки авиационного газотурбостроения дополнялись практикой, навыками, даже ошибками, накопленными в судостроительной отрасли, рождая вместе с тем уникальные судовые турбины. Второй раз сдавать жизненный экзамен пришлось не так давно, когда военные заказы резко сократились и надо было, не теряя прежнего профиля, найти свое место в производстве мирной продукции. Конверсионные преобразования на заводе, необходимость которых обуславливалась переходом к рынку, оказались не менее удачными, чем производство корабельных турбин. Бурное развитие газовой отрасли привело к тому, что завод, используя прежние и развивая новые разработки, занялся выпуском газоперекачивающего и энергетического оборудования, заняв в этом перспективном деле ведущие позиции. Газовые турбины "Зори" являются сердцем компрессорных станций магистральных газопроводов, перекачивающих голубое топливо. А на автономных электростанциях разных типов и мощностей они приводят в действие генераторы, вырабатывающие "свет".

В продукции, производимой на "Зоре", заинтересован российский "Газпром", у которого действующий парк газоперекачивающих агрегатов с газотурбинным приводом составляет 3100 агрегатов (85,3% установленных мощностей парка ГПА).

Кстати, острота непростых "газовых" взаимоотношений двух стран неоднократно снижалась тем, что продукция, вырабатываемая на "Зоре", поступала в Россию в счет погашения украинских долгов. А в самом Николаеве вряд ли забудут, как "Зоря" не одну трудную зиму согревала город, расплачиваясь с "Газпромом" за поставляемый газ своей продукцией. И заводчане потом терпеливо ждали, когда с ними расплатятся за такие своевременные услуги наши не очень обязательные юридические и физические лица. Продолжают ждать и по сей день…

УСПЕХ НАЧИНАЕТСЯ С КАДРОВ

Важно сохранить не общее число работающих, а не потерять мастеров, инженеров, конструкторов - тех спецов, на которых держится любое дело. На "Зоре" для этого создана четко продуманная долгосрочная программа работы с людьми, эффективность которой лучше всего подтверждает минимальная текучесть кадров. Достаточно сказать, что 85% рабочих и специалистов начали свою трудовую деятельность на "Зоре".

Завод проектировался, строился и пополнялся кадрами, как вполне самодостаточное производство -- выражаясь по-морскому, с большим запасом плавучести. Замкнутый цикл высокотехнологичного производства (где закупаемые комплектующие составляют не более 20%) позволяет "Зоре" в настоящее время оставаться монополистом по выпуску судовых газовых турбин во всем СНГ, создавая и развивая еще одно, не менее важное направление -- производство газотурбинных двигателей для газовых магистралей.

Но эта особенность завода способна дать отдачу лишь в том случае, когда коллектив работает стабильно, а специалисты и рабочие подходят к делу ответственно. В условиях применения сложных и взаимосвязанных технологий любой сбой может нанести гораздо больший вред, чем на рядовом предприятии. Известно много примеров, когда даже вполне благополучные предприятия, столкнувшись с финансовыми трудностями и пытаясь сэкономить средства на чем угодно, прекращают набор молодых специалистов из вузов и техникумов. На "Зоре" пополнение кадров не прекращалось ни-
когда, включая и особенно сложные периоды, когда для выплаты зарплаты надо было брать кредиты под высокие проценты. Молодые специалисты, независимо от складывающихся обстоятельств, всегда принимались на завод. Базовое профессионально-техническое училище продолжает "ковать" рабочие кадры.

Вследствие такого отношения рабочие и специалисты "Зори" в большей мере, чем на других предприятиях, чувствуют себя защищенными и не спешат покидать завод, как бы ни складывались обстоятельства. Зарплата за последнее пятилетие возросла в 3,4 раза -- руководство предприятия "адекватно" реагирует на каждое повышение розничных цен. Доля зарплаты в затратах на производство составляет в настоящее время 20,3% (на других предприятиях -- в 5-10 раз меньше). Поэтому уровнем оплаты труда заводчане довольны. Стабильность коллектива -- основной фактор того, что предприят
ие не только не снизило объемов производства, но и наращивает их.

К слову, на "Зоре" во все времена была очень развита преемственность кадров как на уровне руководителей среднего, так и высшего звена. Такая дальновидная политика может гарантировать предприятию надежную перспективу на завтрашний день.

На таком уникальном заводе все взаимосвязано, и неожиданные кадровые "вливания" со стороны, чем бы они не были вызваны, способны спровоцировать необратимые процессы, которые в мгновение ока могут превратить "плюсы" в "минусы", а то и вызвать деградацию того, что так нелегко создавалось. Мне кажется, читатель понимает, что имеется ввиду. "Зорей" руководило всего шесть генеральных директоров -- и это за полувековую историю предприятия! Теперь хорошо видно, кому удавалось с честью нести бремя власти, много сделать для завода, для города, для людей, а кому эта
ноша оказалась слишком тяжелой. Не вдаваясь в особые подробности, скажем, что особые успехи сопутствовали тем руководителям, которые не появились откуда-то со стороны, а росли шаг за шагом, на глазах николаевцев, под пристальным вниманием самих заводчан. Долго и плодотворно руководили предприятием Н.Г.Цыбань, Ф.Е. Ященко. Успех сопутствует нынешнему генеральному директору В.А. Холявко, который прошел все заводские ступеньки -- мастер, начальник цеха, замдиректора, главный инженер.

Однако стоит напомнить, что еще несколько лет тому назад предприятию едва удавалось отыскивать деньги даже на зарплату. Сейчас "Зоря" вошла в новое тысячелетие в отличном финансово-экономическом состоянии -- предприятие занимает 20-е место в стране по объему полученной прибыли. Это дает возможность все время развивать производство, причем на современном уровне. На этом фоне особенно резкий рывок сделала финансовая служба, которой руководит первый заместитель генерального директора -- директор по экономике и финансам Ю.Н. Бондин. Наверное, это примета времени -- выход на передний план кадров, умеющих экономически и финансово обеспечивать современное производство. Вместе с главным инженером В.В.Сорочаном, директором по производству В.И.Захаровым, директором по маркетингу В.Я.Казановичем Ю.Н.Бондин сумел обеспечить финансово-экономическую стабильность предприятия. Их сила -- не только в опыте руководства. Они опираются на высококлассных специалистов-рабочих, таких, как герой социалистического труда токарь К.А. Головко, кавалер трех орденов Славы бригадир электриков-испытателей А.М. Теплов. Нынче на предприятии работают более 20 рабочих династий. Их основатели -- награжденный орденом Ленина бригадир токарей-расточников И.М. Смелов, бригадир комплексной бригады слесарей-сборщиков заслуженный работник промышленности Украины О.М. Шварц -- стали уважаемыми на заводе людьми и привели на "Зорю" своих сыновей.

СИЛА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Не так давно заводчане испытали настоящий шок. Их родной завод захотели…приватизировать, причем по "смешной" цене. Ведь нельзя же, в самом деле, всерьез воспринимать цифру в 100 млн.грн., за которую намеревались выставить на продажу это уникальное предприятие, имеющее в настоящее время готовой продукции в оптовых ценах на сумму более 500 млн.грн., а в незавершенном производстве -- еще на 70 млн.грн. Украина может гордиться крупным налогоплательщиком, не имеющим ни внутренних, ни внешних долгов и выплатившим, например, только в минувшем году в бюджеты всех уровней налогов на сумму, очень близкую к его предполагаемой аукционной цене. Удельный вес поступлений в областной бюджет от промышленных предприятий в 2000 году составил 28,3%. "Зоря" занимает первое место в области по объему платежей налога на прибыль (49,5% от общей суммы фактических платежей промышленных предприятий и 26,9% от платежей всей производственной сферы области). Завод обеспечивает также третью часть поступлений в государственные целевые фонды от предприятий всех отраслей экономики области. До сих пор заводчане, как, впрочем, и другие николаевцы, никак не могут взять в толк -- а зачем вообще продавать "Зорю", которая и в прямом, и в переносном смысле "и светит, и греет" не только как мощное производство, но и как крупный плательщик налогов.

Достаточно было только вытащить на суд общественности всю эту некрасивую историю, чтобы планы приватизации лопнули, как мыльный пузырь. Вот что такое -- сила общественного мнения, как бы его значение не преуменьшали те, кто считает, что приватизация вовсе не обязательно должна проводиться на условиях гласности. Многим уже ясно, что нельзя продавать контрольный пакет акций предприятия, которое, во-первых, пережило наиболее трудное время достойно, выдержало десятилетнее испытание, когда собственник в лице государства не очень-то "проникался" производ
ственными проблемами (от модернизации производства до сбыта продукции), и, во-вторых, с этим тем более спешить не следует, поскольку конъюнктура внутреннего и внешнего рынков складывается так, что следует строить планы не о дальнейшем разобщении госпредприятий, находящихся на острие научно-технического прогресса, а принимать меры по консолидации усилий.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Эксперты утверждают, что в ближайшие годы природный газ утвердит свое место в качестве наиболее используемого топлива, удельный вес газовых турбин в общем объеме источников вырабатываемой электроэнергии возрастет. К тому же Украине, как транзитному государству, по территории которого проходят мощнейшие газовые магистрали, продукция "Зори" крайне необходима. Надо же, наконец, эти магистрали привести в нормальный вид. Газовые системы Украины располагают 880 газоперекачивающими агрегатами, в основном, это начинающая устаревать техника немецкого, американского, итальянского производства. Только небольшую ее часть (70 штук) составляют перекачивающие установки "Зори". Если полностью заменить морально устаревшую технику на современные газотурбинные двигатели николаевского производства ДН-80, то ежегодная экономия средств достигла бы десятков миллионов долларов! Планами реконструкции газовых сетей предусмотрено, в первую очередь, заменить 197 особо устаревших двигателей (с КПД до 36%). Из них 139 планируется закупить у "Зори". Эти работы, если их не откладывать в долгий ящик, позволят ежегодно экономить не менее 1 млрд. кубометров газа.

Кстати, в мире преобладают электростанции, работающие на ископаемом топливе - их доля составляет 80%. Причем за последние 10 лет, по данным "Siemens", наблюдается значительный сдвиг в сторону энергоустановок на базе газотурбинных двигателей (ну как в связи с этим не вспомнить "Зорю"?) Отсюда напрашивается очевидный вывод, который и сделал представитель фирмы "Siemens" Роберт Тауд -- в ближайшие 5-10 лет паротурбинные электростанции составят только 25% общего рынка, а газотурбинные энергетические установки -- 55%. Этот прогноз дает основания говорить о многообещающих перспективах газотурбинных технологий."

От себя добавим -- и о перспективах николаевской "Зори" тоже. Использование газовой турбины с теплоутилизационным контуром позволит достигать КПД до 58%. На этом примере видно, каковы нынешние задачи, решаемые компанией "Siemens", а также равняющейся на такой же высокий уровень "Зори". В нынешнем году уже началась реализация совместной программы ПО "Зоря" и фирмы "Siemens" по созданию энергетической установки модульной конструкции с гибкими возможностями для работы в местных условиях на базе двигателя ДГ-90 (16 МВт), выпуск которого налажен на ПО "Зоря". Двигатель имеет высокую надежность в эксплуатации.

Три направления, по которым работает лидер украинского газотурбостроения, -- производство двигателей для автономных электростанций, создание газовых турбин для перекачки газа и выполнение своей первоначальной задачи по оснащению кораблей газотурбинными установками, -- открывают перед "Зорей" широкие перспективы. Важно сполна использовать их, не затягивать время на решение проблем.

Украина имеет все возможности для того, чтобы на государственном уровне развивать такую наукоемкую отрасль, как газотурбостроение. Только тогда, когда будет подобающее внимание к турбинистам, не случится новых попыток прибрать к рукам перспективное предприятие.

Две государственные структурные единицы, ПО "Зоря" и НПО "Машпроект", созданные как единый комплекс, с четко разграниченными и взаимосвязанными обязательствами (НПО разрабатывает, испытывает, доводит до совершенства новые образцы газовых турбин, а завод, в свою очередь, осваивает их серийное производство), сейчас разрабатывают концепцию совместных стратегических действий. Соседние, находящиеся за одним забором предприятия, на определенном этапе потеряли общность действий, каждое стало искать пути выживания самостоятельно. И только в настоящее время, когда взаимные потери стали очевидными, эти взаимодополняющие предприятия государственной собственности видят свою перспективу в тесном сотрудничестве, и эти действия находят поддержку на государственном уровне.

* * * * *
“Зоря”, производящая свет и тепло, обеспечивающая газовые магистрали, электростанции и суда движущей силой, фактически давно стала лидером украинского газотурбостроения. И надо обладать особо сильной близорукостью, чтобы в упор не видеть ни происходящих на предприятии и вокруг него процессов, ни стратегических и финансовых потребностей страны.