1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №154 (906) за 14.07.2001

ЦВЕТНОЙ ЛОМ ПРИНИМАЮТ В... СТОЛИЧНЫХ ГАСТРОНОМАХ

Гарант конституции Украины решил навести порядок в сфере сбора металлолома и дал Кабмину поручение: разработать систему контроля за деятельностью предприятий по его сбору. Также предполагается внести ряд изменений в Закон "О сборе металлолома", чтобы предотвратить хищение ценных металлов и случаи травматизма на производстве. Жесткие меры принимаются потому, что вторичный рынок металла считается одной из самых криминальных сфер бизнеса. Для того, чтобы выяснить, изменят ли ситуацию принимаемые меры, мы обратились к президенту Украинской ассоциации металлолома Валентину Куличенко.

-- Валентин Арсентьевич, должны ли жесткие ограничения коснуться операций как с цветным, так и с черным ломом?

-- В поручении Президента предлагается временно, до принятия правительством соответствующих мер, прекратить сбор утиля черных и цветных металлов. Но здесь спутали "божий дар с яичницей". Нужно четко разграничивать специфику операций с ломом черных и цветных металлов. При сборе первого все легально, криминала практически нет. Черный лом просто невыгодно красть: тонна стоит $40 -- представляете, сколько нужно унести, чтобы заработать приличную сумму?

Начиная с 2000 года, благодаря усилиям ассоциации, впервые за последние 10 лет удалось резко увеличить объемы поставок черного лома нуждающимся в нем отечественным металлургическим предприятиям: ранее большая часть шла на экспорт. Поставщики начали получать за лом живые деньги. Сейчас процесс более-менее налажен, и временное его приостановление больно ударит не только по заготовителям, но и по металлургам, закупившим в прошлом году 6 млн. т черного лома. Так что разбираться с "черными" сборщиками по меньшей мере странно -- кроме убытков заводам и недопоступлений в бюджет эта мера вряд ли к чему-то приведет. Лом черных металлов подвержен коррозии, и простой в сборе чреват потерями от ржавчины, которые и так достигают ежегодно 2 млн. т.

-- Как обстоит дело с цветными металлами, ведь их сырьевая база в Украине ограничена?

-- Проблема сбора их лома стоит остро. За тонну меди скупщики предлагают $1000--1200, алюминия -- $800--1000. Я сам недавно видел, как цветные металлы принимали... в одном из столичных гастрономов. Причем парни несли сдавать промышленные детали -- явно украденные. Им никто не препятствовал. Понятно, что у населения не может быть цветных металлов, разве что алюминиевые кастрюли, вот оно и обворовывает предприятия. В ход идут катушки от лифтов, приборы управления на электростанциях, электропровод. Я считаю, что здесь меры контроля нужно даже ужесточить.

-- Почему так сложно прекратить злоупотребления и воровство на рынке цветных металлов?

-- В нашей стране их сбор имеет социальный подтекст. Для многих это -- единственное средство существования. Поэтому сколько хороших законов не принимай, все равно люди найдут лазейки. Все, принятые за 8 лет, работали недолго. Изобретались новые способы сбора и продажи металлолома. Например, сейчас запрещен вывоз цветного лома за границу, но разрешен экспорт слитков. Вот народ и переплавляет металл в слитки чуть не в домашних печурках и преспокойно вывозит.

-- Если эта сфера настолько криминализирована, почему власти не могут вмешаться?

-- Нельзя взваливать всю ответственность за криминализацию сбора лома на заготовителей. Зачастую в злоупотреблениях с цветными металлами виноваты сами местные власти. Разве они не знают, каким фирмам выдают соответствующие разрешения, без которых нельзя получить лицензию на право хоздеятельности с металлом? Каждый участковый милиционер имеет право проверить приемный пункт сбора лома и обнаружить там куски кабеля или производственные детали. Но если это не делается, значит, кому-то выгодно закрывать глаза на злоупотребления? В поручении Президента предлагается ужесточить контроль за сферой сбора лома. Но ведь власти и раньше могли проверить деятельность сборщиков -- а этим никто особо не занимался. И если коснуться воровства лома на железной дороге, неужели можно украсть рельс без ведома обходчика? Без информаторов из среды железнодорожных служащих грабители не узнают, в каком составе будут везти лом. Кстати, самый высокий тариф железнодорожники установили именно на перевозку лома -- несправедливая градация.

Словом, к "лечению" болевых точек здесь нужно подходить комплексно и с разбором -- иначе снова породим дефицит металлолома, который едва преодолели.