1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №155 (907) за 16.07.2001

ЗДЕСЬ МОРЕ -- ЦВЕТА ЗЕЛЕНКИ. И ОДЕКОЛОНОМ ПАХНЕТ КРОВЬ

"Как из речной воды сделать морскую? Добавить в нее зеленку!" -- "раскололась" Валентина Бардаш, которая почти тридцать лет своей жизни посвятившая комбинированным съемкам. Мы вместе сидели в уютном демонстрационном зале киностудии им. Довженко, а на экране мелькали "секретные материалы", которые при съемках художественных фильмов остались за кадром.

Это сегодня кино демонстрирует чудеса компьютерной графики, а еще не так давно катастрофы, стихийные бедствия и прочие ужасы, с которыми приходилось сталкиваться героям, киношники всего мира изображали с помощью игрушек. Например, сцены с крушением корабля. Кто стал бы гробить настоящее судно? Достаточно заполнить водой бассейн, поставить ветродувы и волнообразователи, напустить жидкого мыла, чтобы пена пошла -- шторм обеспечен. Вместо корабля -- миниатюрный макет, к брюху которого следует прицепить железный киль -- чтобы не переворачивался.

Именно так и поступали на нашей студии, у которой, кстати, еще в 1993 году был самый большой в бывшем Союзе макетный участок. Творением рук довженковцев пользовались не только "Мосфильм" и киностудия им. Горького, но и режиссеры Польши, Румынии, Болгарии, Вьетнама, Германии. Вспомните хотя бы фильм "Люди в океане" ("Мосфильм") -- сцена, в которой цунами накрывает остров, отснята в киевском кинобассейне. Здесь же боролся со штормом корабль из "Пятнадцатилетнего капитана" (Одесская киностудия).

Впервые комбинированные съемки использовали еще в 30-х годах. Это были главным образом сказочные эффекты, призванные удивлять зрителя -- различные трюки, когда герой, например, бегает "наоборот" и запрыгивает спиной на дерево. Сегодня все спецэффекты рассчитаны на то, чтобы зрителя "пришибить". Первый фильм на территории бывшего Союза, который этого добился, назывался "Экипаж" ("Мосфильм"). Сцена, где вулканическая лава заливает город, таки заставляет замирать. Равно как и кадр из фильма "День рождения Буржуя-2", в котором горел дом (на самом деле пострадала лишь фанера). Кровавым сценам вообще нельзя верить -- кровь пахнет... одеколоном (в чем я сама убедилась в гримерной), а различные порезы и прижигания тела раскаленным железом, происходящие на глазах у зрителя -- ни что иное, как наложение кадров. Краем сознания понимаешь, что это всего лишь трюк, но все равно впечатляет.

-- Комбинаторами стают люди не совсем нормальные, -- пошутил Борис Мазуренко, начальник цеха комбинированных съемок киностудии им. Довженко. -- Почему-то считается, что комбинированные съемки нужны лишь для того, чтобы удешевить фильм. Оно-то так, но основная цель в другом -- в эффекте. Художники иногда выдумывают такое, до чего не додумались прежде специалисты в области корабле- и самолетостроения.

На макетном складе до сих пор хранятся истребители с немыслимым тюнингом. Работники студии со смехом вспоминают случай, когда после премьеры одного из военных фильмов их начали вызывать правительственные начальники, ошибочно полагая, что те каким-то образом проникли в секретные стратегические разработки.

Съемка воздушных боев скорее походила на игру взрослых дядечек в войнушку. Маленькие самолетики подвешивались на тросиках и пускались под наклоном по проволочке -- самолет летит. Потом начали использовать приспособления типа карусели: вышка с отходящими от нее "удочками" (выдвижными телескопическими штангами) на разных уровнях. К ним, в свою очередь, подвешивали самолетики и крутили. Получалась панорама воздушного боя. Принцип "удочки" использовался и при съемках в конце 80-х годов фильма "Подвиг Одессы" (Одесская киностудия). В бассейне построили одесский порт образца 1941 года. Поставили огромную удочку и, подвесив игрушечный самолет, точно повторили маневры немецких летчиков, которые делали налеты круговыми заходами. Чуть позже комбинаторы перешли на радиоуправляемые модели.

Космические кадры заслуживают особого внимания. Так, в фильме "Возвращение с орбиты" был один в один воспроизведен настоящий корабль (размерами, конечно, меньше). Интересно было узнать, как киношники изображали невесомость космонавта внутри корабля: актера, вернее корсет, закрепленный вокруг его талии, просто нанизывали на приспособление, именуемое "шампур". При этом корсет закрывали поясом, чтобы актер мог крутиться вокруг своей оси. Покачивания в разных плоскостях достигалось с помощью установки, наподобие ваньки-встаньки, к которой актер крепился с помощью того же корсета. Невесомость в открытом космосе достигалась до банальности просто -- с помощью троса. Но камеру переворачивали вверх тормашками, чтобы этот трос оказывался внизу -- учитывалась психология человека, который будет искать "страховку" вверху.

Способ перевертывания, кстати, использовался и в подводных одиссеях. Например, в фильме "Слушать в отсеках" (1985) кадры под водой на самом деле снимались над водой. В павильоне студии (кстати, самом большом в мире -- 100х50 м), соорудили бассейн, заполнили его водой. А над ним в перевернутом виде подвесили макет подводной лодки. С обеих сторон поставили каменные гроты из крашеного пенопласта (тоже перевернутые). Специальная подсветка в бассейне давала блики на корабле -- у зрителя складывалось впечатление, что он плывет под самой поверхностью.

Выдумки художников-комбинаторов ценились режиссерами. Бывали случаи, когда в кадры попадали декорации, но их не вырезали -- оставляли для экзотики. Режиссер советско-немецкого фильма "Трудно быть богом" (1989 год) даже обрадовался, когда камера захватила край "города", выстроенного в павильоне, мол, пускай видят, что это не настоящее, но так правдоподобно!