1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №156 (908) за 17.07.2001

СЕКРЕТНОЕ МЕТРО НАЧИНАЛОСЬ С "ЗЕМЛЯНКИ" ДЛЯ СТАЛИНА

Сильные мира сего во все времена заботились о своей безопасности. Вряд ли найдется страна, правители которой не возводили высоких замков с прочными стенами, секретными ходами и огромными подземельями, о которых в простонародье ходили будоражащие воображение слухи и домыслы.

Иван Грозный, например, повелел вырыть подземные ходы от Кремля к Земляному валу, где замуровывались неугодные царю подданные. Позже появились подземные ветки к башне Меншикова, "масонским домам", зданию Тайной канцелярии. В годы Советской власти система подземных ходов охватила уже весь город. От Кремля скрытые тоннели вели к Мавзолею, Большому театру, станциям метро, аэродромам и другим стратегическим объектам. Больше всего невероятных слухов касались "правительственной" линии метрополитена, которую одно из изданий в перестроечные времена окрестило "метро-2". По одной из версий, оно протянулось на 110 км (для сравнения: общая протяженность всех линий киевского метрополитена -- 51, 6 км). Неужели можно было построить такую махину в тайне? Вряд ли. Но и слухи ниоткуда не берутся.

ПОДЗЕМНАЯ СПАЛЬНЯ ДЛЯ ГЕНСЕКА

Началось все с того, что в процессе строительства первого в СССР метрополитена Сталин лично распорядился приспособить одну из станций для подземного пункта управления Московского штаба ГО. (По иронии судьбы сегодня эта, так и не построенная станция, находится под кирпичным жилым домом, часть которого занимает... Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Москвы.) Перед самой войной был вырыт один тоннель глубокого залегания, который в конце 1941 года продлили до дачи Сталина в Матвеевском.

В планы вождя народов входило строительство самого большого стадиона (на идею его создания, якобы, натолкнули массовые пропагандистские мероприятия, часто проводимые нацистами в Германии для немецкого народа и так любимые фюрером). Под "стадионом СССР" (часть которого все-таки построили) и был возведен бункер с небольшим залом для выступлений и тоннелем к трибунам. Тогда же появились и два автомобильных тоннеля: к Кремлю (подземные ворота расположены точно под Спасскими) и в район станции метро "Сокольники". Средний путь на станции был специальной дорогой для генсека, ведущей к месту торжественных мероприятий.

О мнительности Сталина известно. С первых дней войны он колебался, оставаться ему в столице или уехать вместе с правительством в Куйбышев (ныне Самара). Когда бомбежки Москвы участились, он отдал приказ построить бомбоубежище, которое вырыли в поселке Кунцево на глубине 15 метров -- туда можно было добраться по автотоннелю, ведущему от Минобороны. Чтобы полностью обезопасить вождя, в качестве перекрытий в бункере использовали чугунные рельсы. Говорят, сооружение и сегодня выдержит прямое попадание авиационной бомбы!

Вход в "землянку" -- обычная дверь с кодовым замком, какую встретишь в любом подъезде. Полное ощущение, что спускаешься в подвал обычного жилого дома, вот только лестница с перилами уж больно чистая. Но Сталин по ней не ходил. Специально для него был пущен лифт, пол которого уложили паркетом, а стены обшили деревом. Чтобы исключить случайные встречи главы государства с обслуживающим персоналом, было построено несколько коридоров -- для дизелистов и кухарок стены облицевали обычным белым кафелем, для Сталина -- мрамором.

В своем укрытии Главнокомандующий проводил заседания Совета обороны. Для этого был отведен просторный кабинет со стенами из дуба и карельской березы. Посередине -- овальный дубовый стол. У стены -- столы для дежурных офицеров и стенографисток. Со времен войны в бомбоубежище сохранились восьмирожковые люстры, и только прямоугольной формы современные люминесцентные светильники напоминают о том, что на дворе не 1942-й. Небольшой коридор отделял зал заседаний от спальни вождя. Она была очень маленькая и помещала в себя лишь кровать и тумбочку.

Во времена Хрущева подземное строительство не прекратилось. Более того, вместо отданной народу ветки метро начали строить новую -- под Арбатом. По столице поползли слухи о целом подземном городе в Раменках ("Москва-2").

ЧЕРЕЗ КАНАЛИЗАЦИОННЫЙ ЛЮК -- В ТАЙНЫЙ ГОРОД

...На дне фонтана возле одного из памятников в центре российской столицы находится люк, скрывающий вход в систему Метро-2, которое обслуживает городок с "улицами", "домами", магазинами и даже кинотеатрами. Проникнуть в таинственное подземелье можно даже через канализационный колодец или тоннель обычного метро, что неоднократно пытались сделать любопытные москвичи, рассказывая потом о встречающихся в самых неожиданных местах запертых дверях, возле которых иногда стоят грозные охранники, о необозначенных на схеме ветках метро, по которым курсируют загадочные поезда. По слухам, кроме правительственных бункеров, тут расположены и военные объекты: цеха оборонных заводов, штабы различных спецслужб. В последнее время подземелье облюбовала даже... московская мафия.

В 1967 году была сдана первая линия Метро-2 длиной 27 км с 9 станциями. Над одной из них стоит желтый дом с башенкой -- особенный дом. В нем входы в две системы метро. Из-за этого пошли легенды о существовании таких станций чуть ли не под каждым номенклатурным зданием. Об этой ветке хорошо известно жителям одного из московских проспектов (Мичуринского), ночной сон которых постоянно нарушается хождением поездов. Да и вентиляционные шахты вдоль всего проспекта не увидит разве что слепой.

ЗДЕСЬ ЕСТЬ ВСЕ, ЧТОБЫ ПЕРЕЖИТЬ КОНЕЦ СВЕТА

1986 год -- пик метростроя. Тогда была удлинена первая линия и построены еще две секретного Метро-2. Продлили первую к двум точкам в Подмосковье. Одна -- военный городок Власиха (Одинцово-10). Здесь в 1958--64 годах появился командный комплекс с 4-ярусным бункером. В 1986--87 годах в двух километрах от старого построили еще один, но уже 12-ярусный бункер. Вторая "точка" -- местечко Краснознаменск (Голицыно-2). Эта ветка ведет к Внуково-2.

Вторая линия является своего рода рекордсменкой (неофициальной, правда) по метротоннелям -- 60 км. Идет она от Кремля к правительственному пансионату "Бор". Дачники одной из деревень, под которой проходит ветка, и в наши дни судачат про подземное сооружение глубиной в 30 этажей и иногда просыпаются по ночам от того, что под ними проезжает поезд.

Третья линия протянулась на 25 км опять-таки от Кремля в поселок Заря (Балашихинского района). Вход туда -- металлическая дверь в нескольких метрах от платформы обычного метро.

Людей, которые работают в бункере Зари, называют "кротами" или "шахтерами". Каждый день они заходят в неприметный с виду кирпичный домик и на скоростных лифтах спускаются на глубину 122 м. Последняя проверка документов. Автоматчик рядом с небольшим пограничным столбиком, массивные железные двери, захлопывающиеся автоматически при первой же опасности -- и вы на одном из секретных военных объектов России. Побывать здесь можно, получив личное разрешение министра обороны...

Несколько лет назад в российскую прессу просочилась информация и о четвертой линии Метро-2, которая якобы должна была строиться в 1997 году. Правда это или вымысел, никто достоверно сказать не берется.

"Зарываться" в землю военным приказала партия еще в 1958 году. Все главные штабы и центральные командные пункты в срочном порядке стали переносить в Подмосковье. "Холодная" война могла в любую минуту превратиться в ядерную, оставив армию без "глаз", "ушей" и "языка" при первой же бомбардировке. Подземный город строили по-стахановски: уже в 61-м первые "кроты" справили новоселье. В городе-бункере на 1100 человек было предусмотрено все, чтобы пережить конец света: собственные энергетические установки, системы пожаротушения, очистки воды и воздуха, канализация, запасы продовольствия.

ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ЛА-МАНШ?

Насколько же уникально Метро-2? "Очевидцы" утверждают, что здесь используется подвижный состав, совместимый по габаритам с обычным метро, да и диаметр тоннелей тоже совпадает. Вся система однопутна, второй путь и не нужен, так как даже при эвакуации на случай войны или еще чего-то страшного, весь поток движения направлен в одну сторону. В отличие от обычного метро вентиляционные шахты из тоннелей замаскированы (кроме первой линии. Помните Мичуринский проспект?) и часто объединены с шахтами обычного метро.

Строительство велось методом, очень похожим на тоннель под Ла-Маншем. Рельсы залиты асфальтом, чтобы кроме поездов смогли проехать и автомобили, и микроавтобусы. Кстати, подобные системы есть в Лондоне, Вашингтоне, Пекине и Пхеньяне.

Подчеркнем: утверждать что-либо достоверно о Метро-2 нельзя. "Секретные" линии, скорее всего, служат лишь объектами эвакуации и не выполняют функции "правительственного" транспорта. Одна из газет, ссылаясь на кандидата технаук, который не только видел, но и сам строил ряд секретных сооружений под землей, писала, что "Метро-2" как такового нет. Только отдельные ветки, которые связывают подземные правительственные объекты. Они значительно удалены друг от друга, проложены либо выше, либо ниже действующих линий метрополитена. Все, казалось бы, просто и совсем не загадочно. Но мир начал полниться слухами еще более невероятными.

НЖО -- "РОДСТВЕННИК" НЛО

В московском метро откуда-то появляются и куда-то исчезают фантомные поезда. Они на полном ходу проезжают некоторые станции, движутся с пассажирами или без, с включенным или потушенным светом. Чаще всего их видят по ночам работники станций. Бывает и так, что человек садится в вагон метро и... исчезает. Однажды молодой человек вошел в вагон метро, сел на свободное место и задремал. Очнувшись, обратил внимание на симпатичную девушку, сидящую по соседству. В руках у нее была газета, датированная днем, еще не наступившим. Позже выяснилось, что отсутствовал парень... три дня. Это время совершенно стерлось из его памяти.

В Москве и Московской области было зафиксировано, как минимум, четыре очень странных случая. Так, в 1975 году на целые сутки "по техническим причинам" перекрыли кольцевую линию метро. Ходили слухи о некоем "неопознанном железнодорожном объекте", неизвестно откуда взявшемся и мешающем движению поездов. В 1981 году очередной НЖО возник на развязке у метродепо "Багратионовская", где рельсы метро пересекают старое железнодорожное полотно.

В 1986 году в районе станции "Солнцево" машинист электрички обнаружил впереди невесть откуда взявшийся состав допотопного вида. Он сообщил об этом диспетчеру, но странный поезд буквально растворился в воздухе через несколько минут. Следующий загадочный поезд видели в 1992 году на одном из перегонов Московской окружной железной дороги. Все четыре феномена наблюдались ночью...