1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №157 (909) за 18.07.2001

В 13 ЛЕТ ОНА ДЕБЮТИРОВАЛА В КИНО, А В 19 -- ПОЛУЧИЛА ГОСПРЕМИЮ

НАТАЛЬЯ БЕЛОХВОСТИКОВА в ожидании юбилея. Хотя такие люди искусства, как она, малоинтересны сегодняшней прессе: она не меняет мужей и любовников, не тянет за собой шлейф скандальных историй, не тусуется на презентациях и фестивалях. Актриса достаточно благополучная. И абсолютно нетипичная.

Девочка из семьи дипломатов, неприметная, ужасно застенчивая, с тихим голосом и длинной косой, отличница английской спецшколы (которую, кстати, заканчивал и Никита Михалков), уж непременно должна была продолжить профессию родителей. Однако случай "увел" ее в мир кино. Наташа жила с бабушкой в Москве, но постоянно колесила между своим городом и Стокгольмом, где работали родители. Однажды, когда она проводила каникулы в Швеции, туда на съемки приехал режиссер Марк Донской. Приехал без актеров -- на них не было денег, а ему очень хотелось снять общие планы с героями. Помощь попросил у посла Николая Белохвостикова. А тот, кроме отдыхающих в это время детей работников посольства, ничего другого не мог предложить. По фактуре подошла дочь самого посла. Так в фильме "Верность матери" в "общих планах" в роли 75-летней матери Ленина дебютировала 13-летняя Наталья Белохвостикова.

И снова -- летние каникулы. Наташа, уже десятиклассница, пришла на просмотр фильма на киностудию имени Горького и встретила там легендарного "кинопедагога" Сергея Герасимова. Рядом стоящий Марк Донской представил ее, и, как бы невзначай, сказал, что девочка собирается в актрисы. А перед началом учебного года Наташе передали просьбу Герасимова зайти к нему 1 сентября в институт. Зашла, да так и осталась на его уже набранном "звездном" курсе, где учились Николай Еременко-младший, Наталья Бондарчук, Наталья Гвоздикова. Параллельно пришлось заканчивать среднюю школу. Уже спустя годы в руки к Наталье Николаевне попало заявление ректору от Герасимова с просьбой принять Белохвостикову в институт "в порядке исключения за выдающиеся способности". Эти способности ей пришлось доказывать уже на втором курсе, снимаясь в фильме своего педагога "У озера", после которого она "проснулась знаменитой".

Это действительно был новаторский фильм, когда казалось, что это документальные, а не сыгранные сцены. Особенно необычной была манера игры никому не известной актрисы с кокетливой фамилией Белохвостикова. И в девятнадцать лет -- премия за лучшую женскую роль международного фестиваля в Карловых Варах и Государственная премия России! Но все радости подавляла нечеловеческая усталость от каторжного труда, свалившегося на начинающую актрису. Трехчасовой фильм снимался целый год без выходных в далеких уголках Сибири. В результате на госэкзамене по танцу она потеряла сознание от переутомления и сломала ногу. Остальные экзамены пришлось сдавать в гипсе.

Когда она встретила своего будущего мужа, ей было 21, ему -- 47. Наташа только закончила ВГИК и снималась в своем третьем фильме, а Владимир Наумов -- уже достаточно известный режиссер, снявший к тому времени со своим другом-соавтором Александром Аловым "Павку Корчагина", "Мир входящему", "Скверный анекдот", булгаковский "Бег". Они знакомятся в самолете, когда летят в Белград на дни советского кино. Он ведет себя довольно странно, так как в то время бросал курить, но сразу начинает усиленно ухаживать за молодой спутницей. Он уже шесть лет жил холостяком (первая жена -- известная актриса Эльза Леждей) и был уверен, что никогда больше не женится. Но через год это произошло. Сколько было поначалу сплетен по поводу их, казалось, неравного брака -- все-таки 26 лет разницы! Якобы, Белохвостикова заимела мужа-режиссера, а Наумов -- молодую жену.

Они вместе уже 29 лет. Их союз сам доказал всю нелепость досужих разговоров. Наталья Белохвостикова до сих пор обожает своего умного и талантливого мужа. "Я до сих пор не перестаю ему удивляться. Я взрослела и мудрела рядом с ним. Когда мы встретились, он в душе был моложе иных моих сверстников. Фантазия у него круглосуточная, и я белой завистью завидую его неуемному темпераменту и интересу к жизни. Я совершенно другая, и Володя все время заставляет меня встряхиваться. Наверное, все же бывают случаи, когда просто двое находят друг друга на этом свете!" Она, как никто из актрис, могла позволить себе отказываться от малоинтересных ролей или не сниматься одновременно в двух картинах, так как всегда ощущала за собой крепкую спину мужа и надежность дома.

Кинематограф Алова и Наумова открыл Белохвостиковой мир философичный и живописный. От безликих "голубых героинь" ("Пой песню, поэт", "Надежда", "Океан") она ушла в мир сложных женских характеров "Легенды о Тиле", "Тегерана-43", "Берега", "Выбора". Хотя рядом с работами мужа органично существовали и другие замечательные фильмы -- "Красное и черное", "Стакан воды", "Маленькие трагедии", "Змеелов", "Принцесса цирка". Почти во всех фильмах Алова-Наумова ей предлагали одновременно несколько женских разновозрастных ролей, и ей приходилось преображаться не только внутренне, но и внешне. Так, для грима сильно состарившейся героини в фильме "Тегеран-43" ей пришлось делать "посмертную маску", заливая лицо гипсом. Актриса до сих пор вспоминает об этом с содроганием.

Вообще, о своих испытаниях на съемках Белохвостикова может написать книгу. Она никогда не допускала дублеров. На съемках "Тиля" был мороз, пронизывающий ветер. А она в тоненьком платье и легких тапочках. После многочисленных дублей, тело застыло от переохлаждения, но съемки не остановили, она доиграла. Ее дочке, Наташеньке, в то время было три недели от роду.

При кажущемся внешнем спокойствии ее жизни, Белохвостикову постоянно сопровождает какая-то мистика. Ей бесконечно снятся пророческие сны -- Наумов просит записывать, но она не делает этого из суеверия. Или вот история: после съемок "Принцессы цирка" режиссер Светлана Дружинина попросила ее приехать на редакторский просмотр, но Наташа не смогла отменить озвучание другого фильма, и не поехала. А "газик", в котором ехала Дружинина с группой, попал в аварию, и место, на котором всегда сидела Белохвостикова, было просто смято. Самое странное, что в тот же день, сразу после автокатастрофы, дотла сгорела квартира Белохвостиковой и Наумова. Взорвался телевизор "Рубин", и пока супруги спасали сонную дочку, горящий пластик покрыл едким удушающим дымом всю квартиру, и справиться со стихией смогли только пожарные. А она вспоминает: "Мы с Володей посмотрели друг на друга -- оба черные, как негры -- и стали хохотать, как безумные. Кажется, никогда так не смеялись".

"Самое замечательное, что у меня в жизни есть -- это моя дочь. Более чуткого человека, чем мой ребенок, не видела в своей жизни. Где бы я ни была, знаю, что дома меня ждут вкусная еда, чистота, порядок. Мы с ней всюду вместе". Двух Наташ и воспринимают, как подружек или сестер. В мир родителей Наташа Наумова, можно сказать, попала с рождения. В пять лет уже снималась в "Тегеране-43", в 11 -- в "Береге". Занимаясь во ВГИКе, снялась в главной роли вместе со Смоктуновским (последняя его работа) в фильме отца "Белый праздник". Училась в московской юридической академии, но поняла, что это -- "не ее" и поступила на Высшие режиссерские курсы в мастерскую Аллы Суриковой. Сняла несколько телефильмов. Недавно обе Натальи получили приз "Дочки-матери" за преемственность поколений в кино, а сейчас снимаются в новом фильме Владимира Наумова "Мадонна на асфальте".