1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №166 (918) за 28.07.2001

ХОТЬ СТРАХУЙ, ХОТЬ НЕ СТРАХУЙ -- ПЬЯНЫМ НЕ САДИСЬ ЗА РУЛЬ

Каждый день по дорогам Украины снуют более 6 миллионов автомобилей. В таком "муравейнике", естественно, часто случаются аварии, от которых ежегодно гибнет до 5 тысяч человек. Около 30 тысяч -- получают травмы. Увы, опыт показывает, что вытянуть из виновника ДТП компенсацию за ущерб, нанесенный имуществу и здоровью, почти невозможно.

В связи с этим Кабмин постановил, что, начиная с 1 октября прошлого года все водители, как любители, так и профессионалы, обязаны обзавестись страховым полисом на случай ДТП. Однако это постановление, к сожалению, не работает. Почему? Да потому, что до сих пор нет закона об обязательном страховании гражданской ответственности водителей.

Владельцам полисов предлагается достаточно удобная схема страховых обязательств. При взносе около 100 гривен в год они получают гарантии покрытия компенсаций потерпевшему в аварии: за физические увечья -- до 8500 грн., за имущественный ущерб -- до 25 500 грн. Если учесть, что средней тяжести ДТП "тянет" тысяч на 20, ясно, что "водилам" есть смысл страховать свой кошелек. Постановлением предусмотрены 20%-ные скидки для автопредприятий и всевозможные послабления водителям-льготникам, которых в Украине немало.

Но не всем по душе такое нововведение. Не каждый из сидящих за рулем запросто готов "на всякий пожарный" выложить "стольник". О чем свидетельствует тот факт, что из почи 10 млн. зарегистрированных владельцев транспортных средств в 1997 году свою ответственность добровольно застраховали 2,456 млн. человек, в 98-м -- 1,146, а в 1999 -- 1,066. Большая же часть водителей жалуется на непомерно высокие тарифы.

-- Если предприятие или же автовладелец не может оплатить страховой взнос, равный цене двух канистр бензина, -- возражает президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Николай Лутак, -- то найдет ли он деньги, чтобы компенсировать убытки от ДТП, и в первую очередь -- потерпевшему?

Резонный вопрос пока остается без ответа.

Статистика же утверждает, что за прошлый год около 2000 водителей, совершивших наезд на пешехода или на ограждение, скрылись с места происшествия. В первую очередь, чтобы не возмещать ущерб. А если нарушитель не спасался бегством и, по решению суда, обязан был заплатить, скажем, за поврежденную иномарку, чаще всего оказывалось, что он гол как сокол, зарплата -- сто гривен, а все имущество переписано на родственников. В частности, во избежание таких вот "недоразумений" было предусмотрено кабминовское постановление об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев.

Подобные механизмы компенсационных выплат действуют на территории подавляющего большинства европейских стран, в том числе и бывших республик СССР. Однако, говоря о денежных покрытиях, следует отдавать себе отчет, что никакие сокровища мира не смогут компенсировать потерю близкого человека. Поэтому, если уж не хотите страховаться -- будьте внимательнее и доброжелательнее на дорогах. Ведь сегодня кого-то стукнете вы, а завтра кто-то -- вас. И потом окажется, что он тоже гол как сокол.