1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №167 (919) за 30.07.2001

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ПАРОВОЗЫ, А ИХ ДО СИХ ПОР "РАЗБРАСЫВАЮТ"

Уникальный паровоз-"старичок" мирно "ковылял" на своей предельной скорости 50 км в час. Ехать было далеко -- от БАМа до Чернигова. Вдруг налетел наряд российской милиции и дубинками выгнал машиниста и сопровождающих из паровоза, продолжая избивать их на улице...

Наша молодежь с завистью читает о "продвинутых" зарубежных музеях: зеркал, эха, ведьм... Что уж говорить об уникальных собраниях техники! Почему у нас таких нет? Дело в том, что любые собрания начинаются с бредовой идеи, а осуществляют ее поведенные на ней чудаки. И если находится меценат, начинается создание музея. Скажем, музея страха, где выставлены орудия пыток всех времен и народов, и где посетителя могут ради интереса подвесить на дыбу или дать примерить "испанский сапожок".

С меценатами у нас пока напряженка. А чудаков на весь мир хватит! Вот передо мной сидят три солидных человека при должностях -- в очках, с папочками. Они коллекционируют... паровозы. Рыщут по депо и самым малым железнодорожным станциям, выискивают дореволюционные образцы, которые еще не порезали на металлолом, а потом покупают, вручную "перебирают" все детали, красят... Зачем им это нужно? А идея такая -- создать музей паровозов, причем чтобы все его экспонаты были действующими.

У нас еще остались уникальные паровозы серии Ь (мягкий знак!), Ов -- так называемая "овечка". По аналогии с буквенными сериями старой России, ставились серии и позднее на советских паровозах. Только в них зашифровывались имена героев революции: ИС -- Йосиф Сталин, ФД -- Феликс Дзержинский, СО -- Серго Орджоникидзе. Дети, рожденные в 90-х, уже не представляют, как выглядит паровоз, пароход или самолет-кукурузник. С каким бы удовольствием они лазали по такому музейному экспонату, с каким азартом побывали в роли настоящих кочегаров... Как по мне, идея достаточно бредовая, чтобы оказаться гениальной.

-- Во времена СССР мы собирали только модели, -- говорит учредитель частного (этого самого коллекционно-паровозного) предприятия "Жорж" Виктор Городнянский. -- Вот тогда, в 1982 году, у меня возникла идея собирать настоящие паровозы. Тем более что мы, коллекционеры, предчувствовали близкий конец наших "старичков" -- началась плановая резка техники.

Первый опыт энтузиастов был неудачен, хотя и действовали они "путем патриотических призывов сохранить для страны реликтовые паровозы". Продавать их странным людям никто не хотел: реакция была одна -- паровоз в частной собственности, ужас какой! Обнаружили коллекционеры на Новобыковском сахарном заводе паровоз серии Су, собранный на легендарном заводе "Красное Сормово". Да пока искали деньги (паровоз тогда стоил, как два запорожца), подписывали письма и разрешения, реликвию сдали в лом. Специально, уверены коллекционеры, потому что разделали металл не так, как обычно, а по-быстрому: портили те части, которые легче заново отлить, чем восстановить. А тут еще и открытые заявления чиновников, мол, давайте деньги -- и катайтесь на своих паровозах. Один из них даже сумму назвал -- 40 тысяч английских фунтов стерлингов. А у нас в 1985 году валюту и в руках держать запрещалось, не то что ею расплачиваться.

В Украине время как-то дольше тянется: до нас все реформы, как до жирафа, доходят, и мы вечно со всем опаздываем. Поэтому в 1993 году, когда "разрешили" рынок и частную собственность, подались коллекционеры в Россию. Следующая реликвия -- паровоз П36 -- был найден на рельсах Байкало-Амурской магистрали и с радостью куплен. Его перегоняли в Чернигов своим ходом -- погрузить на платформу такой "чемодан" просто невозможно. Плелся "старичок" медленно, чем выбивал из графика скоростные поезда. И хотя график-то был утрясен, кому-то очень не хотелось, чтобы паровоз ушел в Украину. Какие силы подключили к борьбе с коллекционрами неизвестно, но машинист Юрий Лузя рассказывает:

-- Мы подъехали к станции Куанда и вдруг ни с того, ни с сего налетел большой наряд российской милиции, блюстители порядка выгнали нас из паровоза и стали избивать дубинками по-настоящему, как террористов. Мы обратились в бурятскую прокуратуру. Она не увидела в наших действиях ничего незаконного, но мы попали в юридический цугцванг: паровоз -- наша частная собственность, но разрешения на ее вывоз из России нам не дали.

А хорошая идея жить не дает... Коллекционерам удалось купить шесть паровозов. Они хотели катать любителей старины с просветительской целью, а на вырученные деньги приобретать новые уникальные паровозы и вагоны. Но для осуществления такого проекта нужна помощь государства: ребята уверены -- реликтовые паровозы должны быть под его "крышей". И хоть сегодня предприятие "Жорж" почти разорено: у них осталась всего одна машина, но забрать ее из депо они не могут -- нет денег. Но энтузиасты не унывают.

И мы надеемся, что они найдут деньги и место для старинных паровозов. Дети будут не только фотографироваться, но и кататься в "теплушках", старых почтовых, товарных и даже тюремных вагонах. А по дорогам страны помчатся в ретротуры отреставрированные, будто игрушечные, составы, не хуже, чем в Германии, Англии или Японии. Кстати, иностранные паровозные фаны за поездку на старинных машинах готовы выкладывать бешеные суммы.