Выпуск газеты Сегодня №174 (926) за 07.08.2001
ВРАГАМ НЕ СДАЕТСЯ КИТАЙСКИЙ "ВАРЯГ"
Как официально сообщается, китайцы планируют сделать из крейсера семипалубный плавучий пятизвездочный отель. Однако американские военные всерьез опасаются, что судно после достройки превратится в действующий авианосец. Поэтому администрация США уже свыше полутора лет призывает турок не выпускать "джинна из бутылки", суля им при этом всяческие блага. Например, подарить специальное навигационное оборудование почти на $500 тыс. для оснащения системы судовождения в зоне черноморских проливов.
Китайцы, которым, в общем-то деваться некуда, "бачили очі, що купували", тоже стремятся задобрить потомков янычар. Давая на самом высоком уровне не только гарантии о неограниченном страховании крейсера от всех видов рисков, но и обещая направить на пляжи Анталии 25 млн. своих земляков-туристов. Пытаясь в этой ситуации "и невинность соблюсти (перед Америкой) и капитал приобрести (от соглашения с Китаем)", мусульмане лавируют. До сих пор их главным козырем была угроза экологии пролива. Действительно, его ширина в самом узком месте -- 672 м, а "Варяг" вместе с буксирами растянется более, чем на полкилометра, будучи вынужден при этом совершить здесь поворот на 45 градусов. А всего каравану придется 15 раз изменить курс.
Тем не менее, посулы китайской стороны столь заманчивы, что турки придумали хитроумное решение. Они предложили два варианта: разрезать судно пополам и отбуксировать его в два приема либо установить на "Варяге" двигатель и руль, чтобы он мог пройти через Босфор самостоятельно. От второго варианта китайцы, скорее всего, откажутся, ведь плавучему отелю впоследствии мотор не нужен. А разрезанный и затем сваренный корпус вряд ли сможет стать полноценной основой боевого корабля. Получается, что тем самым турки удовлетворят и США, опасающиеся усиления Поднебесной на море. Пока китайцы раздумывают, но, в случае их положительного ответа, у корабелов Николаева может появиться выгодный заказ. Как нам сообщил представитель Черноморского корабельностроительного завода, работа по "распиливанию" корабля может занять пару месяцев и "потянуть" примерно на $2 млн.
СПРАВКА "СЕГОДНЯ".
Согласно Договору Монтро от 1936 года, Турция обязана в мирное время беспрепятственно пропускать корабли через Босфор. Однако Анкара выражает все большую обеспокоенность относительно безопасности судоходства, поскольку почти 50 тыс. судов ежегодно пересекают пролив, при этом часто случаются инциденты. Если "Варяг" затонет -- понадобится, по меньшей мере, полгода, чтобы восстановить судоходство через Босфор.