1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №174 (926) за 07.08.2001

"В СТРАНЕ ЕСТЬ КЛАНЫ. И ОНИ МНЕ ИЗВЕСТНЫ"

После того, как Николай Азаров стал председателем Партии регионов, у него увеличилось число противников (которых за глаза почему-то называют "политическими оппонентами"). Появились и новые союзники. Кого же больше? Об этом "Сегодня" решила поинтересоваться у самого Николая Яновича...

"ЕСЛИ НАЧАЛ ЗАНИМАТЬСЯ ВЫБОРАМИ -- УЙДИ В ОТПУСК"

-- В последнее время вас напрямую обвиняют в том, что якобы используете потенциал налоговой администрации для "рекрутирования" в Партию регионов. Не так давно "Яблуко" заявляло, что вам вообще нужно запретить заниматься политикой, поскольку ГНАУ является "силовым органом", способным влиять на политические процессы "другими методами"...

-- Я не хотел бы даже на эту тему говорить... Зачем оправдываться? Пусть кто-то мне конкретно предъявит факты, где и как я использовал ресурс налоговой. Вот если такие факты когда-нибудь будут, я начну объяснять. А пока все только то и делают, что кричат: "Азаров использует админресурс!" Что касается появления большого количества политических противников... Я связываю это прежде всего с тем, что они видят во мне и партии, которой руковожу, угрозу для себя. Вот и выступают с различными заявлениями. Впрочем, это нормальное явление. Значит, что я чего-то стою...

-- По-вашему, админресурс не будет влиять на предстоящих выборах в парламент?

-- Влиять будет. Однако не в той мере, как на предыдущих выборах. Сейчас в стране иная ситуация, чем была в 1998 году. На прошлых выборах, кроме Компартии, не было структурированных политических сил, которые могли реально контролировать ход избирательной компании. Сейчас же вырисовываются по крайней мере несколько политических сил, каждая из которых будет рассматривать своих политических соперников на предмет соблюдения ими всех правил ведения выборов. Об этом уже заявили, например, объединенные социал-демократы, об этом заявила и Партия регионов, потому что мы не заинтересованы в том, чтобы у нас отбирали голоса путем использования нечестных приемов. Есть и внешние факторы: парламентские выборы в Украине привлекут внимание стран Европы, России и США. Думаю, на этих выборах будет беспрецедентное количество наблюдателей. Вот почему я уверен, что все это сведет использование так называемого админресурса к минимуму.

-- Многие говорят, что вы рассчитываете на потенциал донецкого региона. В первую очередь, в связи с тем, что на Донетчине есть "ваш" губернатор Виктор Янукович...

-- Но ведь другие партии тоже имеют губернаторов... Если губернатор "светится" в СМИ, даже не ведя предвыборную кампанию, это значит, что он использует свой ресурс, правда? Везде в мире правящая партия, президент, правительство появляются на экранах ТВ и делают это не в связи с предстоящими выборами, а потому что непосредственно принимают участие в том или ином событии. Мой принцип такой: стань таким человеком, чтобы ты был интересен газетам, телевидению, своему народу и, пожалуйста, пользуйся этим. В этом ничего незаконного нет. Но я категорически против использования админресурса в плане запугивания или использования служебной вертикали. Этого не будет. Я вам обещаю. Более того, было бы разумно принять такой закон: если чиновник принял решение заниматься выборами, то за два месяца до их начала он должен уйти в отпуск.

"МНЕ ИЗВЕСТНЫ ВСЕ ГРУППИРОВКИ И КЛАНЫ"

-- Все больше говорят о том, что Донецк идет "захватывать" столицу. Интересно узнать, что вы об этом думаете?

-- Мне кажется, никакой опасности и отсутствия логики в этом плане нет. Посмотрите, примерно треть промышленного потенциала Украины обеспечивает Донецк. Донбасс дает половину инвестиций в экономику Украины. Другое дело, что говоря о Донецке, его связывают с криминальными структурами. И заявляют, мол, "криминал страны объединяется". Всегда надо отвечать за свои слова... Более того, обвиняют меня в каких-то связях с криминалом. По-моему, это может делать только шизофреник. Ведь орган, которым я руковожу, как никакой другой борется с оргпреступностью, подрывая ее экономическую основу. Это мы предотвращаем утечку капитала за границу, мы разрушаем те теневые схемы, мы боремся с отмыванием грязных денег. А когда слышишь различные обвинения, вспоминаешь пословицу -- "на воре шапка горит"...

Я считаю, что нужно сделать все для того, чтобы в парламентских выборах следующего года криминал не участвовал, а в Верховную Раду пришли политики, чье прошлое безупречно. Чтобы не испытывать стыд, когда наших парламентариев за рубежом отправляют за решетку. В политику не должны попасть представители кланов. Регионов -- да, но не кланов. Поэтому предлагаю всем партиям: давайте заключим политическое соглашение -- люди, на которых падает малейшее подозрение, не будут участвовать в парламентских выборах, все должны сесть за стол переговоров и выработать ряд условий формирования состава своих списков. Мы готовы предоставить всю необходимую информацию, которая может быть полезной для принятия такого решения.

-- То есть вы хотите сказать, что все кланы вам известны?

-- Мне известно деление Украины между финансово-промышленными группировками. И здесь главное -- не территориальная принадлежность. Сейчас сложилась ситуация, когда такие группировки захватили практически всю Украину и даже столицу. Поэтому нельзя говорить, что существует киевский клан, донецкий, харьковский. Эти группы по масштабам своего влияния охватывают большое количество областей, целых отраслей в промышленности.

-- А нельзя ли в прессе поименно назвать лидеров этих кланов, чтобы люди, которые занимаются политикой, знали, что рано или поздно могут быть уличены в "порочных" связях?

-- Есть такое понятие -- презумпция невиновности. Я готов ознакомить с имеющейся информацией политических руководителей. Совсем другое -- выступить в прессе и опубликовать оперативные данные. Поэтому до завершения расследований я просто не могу так "бросать обвинения" на публику, как некоторые политики, поскольку считаю это неэтичным в отношении кого бы то ни было.

"ВЧЕРА БЫЛ ЧИНОВНИКОМ, СЕГОДНЯ СТАЛ ОППОЗИЦИОНЕРОМ"

-- Недавно был подписан договор о намерениях создать избирательный блок, в который должны войти НДП--Партия регионов--Аграрная партия--"Трудовая Украина". Но как тогда понимать, что "трудовики" в Крыму проголосовали за отставку премьера Куницына, который является членом НДП?

-- Я сожалею, что между представителями блока возникли трения. Но хотел бы объяснить: мы подписали соглашение о создании только избирательного блока. Мы не заключали никаких договоров о том, что по каждому вопросу внутрипартийного характера должны садиться за стол переговоров. Никто никому не запрещал бороться за власть. Если в будущем на базе наших четырех партий будет создана одна, подобных "стычек" можно будет избежать. Но пока об этом речь не идет.

-- Если разрыв между НДП и "трудовиками" таки состоится, с кем пойдет Партия регионов?

-- Такого разрыва не будет! Поскольку задачи избирательного блока -- стратегические, а то, что произошло в Крыму, -- тактические моменты, и они для блока несмертельны.

-- Своими словами вы подтверждаете то, о чем в последнее время так много говорят: якобы идея создания блока принадлежит кому-то "свыше". Ходят слухи, что лидеров партий в администрации Президента просто поставили перед фактом: "Ребята, нужен именно такой блок!"

-- Я знаю, что Президент (а мы с ним недавно несколько раз общались на эту тему) выступает за то, чтобы вместо политической раздробленности в Украине появилось несколько серьезных образований, с которыми он мог бы вести диалог. Вот когда в Украине такие структуры сформируются, станет совершенно ясно, кто справа, кто слева, кто в центре. Определится оппозиция.

Разговоры, что нас кто-то заставил объединяться, -- из области политических фантазий! Переговоры о создании блока мы начали вести еще в апреле. Тогда и были оговорены принципы его формирования. И не где-то "сверху" это происходило, а вот в этом кабинете.

Сейчас считается, что кто-то оппозицию поддерживает, финансирует ее. Как по мне, это абсолютно нерациональное вложение средств, потому что она ничего из себя не представляет. Для того чтобы с ней считались, должно существовать две-три политические структуры, а не как сейчас 25--35, которые бы охватывали весь спектр сил, находящихся в оппозиции прежде всего к проводимым в стране преобразованиям. Оппозиция должна четко сказать, что ей не нравится, а затем предложить свое видение развития страны. А у нас как зачастую происходит: недавно ты был во власти, занимал серьезнейшую должность в правительстве -- и вдруг считаешь себя оппозицией. Оппозицией к чему? К тому, что только что делал? Даже простому человеку понятно: это не оппозиция, а политическая конъюнктура. Здесь, кроме борьбы за власть, за привилегии, которые кто-то хочет себе вернуть, ничего другого нет.

Понимаю еще коммунистическую оппозицию -- она все эти десять лет не была у власти и может спокойно говорить: все, что делалось, -- делалось плохо. Но если народ доверит власть коммунистам, как в Молдове, то уже мы будем их критиковать и станем оппозицией, потому что они предлагают нереальный путь развития страны.

"Я НЕ ВИЖУ ПРЕПЯТСТВИЙ ТОМУ, ЧТОБЫ ЮЩЕНКО БЫЛ В НАШЕМ БЛОКЕ"

-- Поскольку в ваш блок входят сильные лидеры, не исключено, что внутри него может развернуться борьба за первое место в списке. Есть версия, что вы хотите, чтобы блок возглавил Виктор Ющенко или Иван Плющ...

-- Формирование избирательного списка -- очень серьезная проблема. Когда в марте из пяти партий мы сформировали единую Партию регионов, тоже возникал вопрос о лидерстве. Я предлагал разные варианты, вплоть до смешных: бросаем в шапку записочки и будем разыгрывать, кто станет председателем. Но даже так выйти из ситуации не удалось. Я категорически отказывался становиться председателем, осознавая, что партию начнут "склонять" за то, что ее лидер занимает ответственный административный пост. Так собственно и случилось. Но тогда каждому из политиков психологически было тяжело уступить друг другу. Поэтому появился шестой человек, тот, который участвовал во всех этих переговорах. На мне они и остановились. Еще на первом съезде я сказал, что не хочу быть долго председателем партии. Проведу процесс цементации, а на следующем съезде нужно выйти на другого общественного лидера.

Точно такие же проблемы возникли и сейчас. Я предложил, чтобы пока никто из лидеров партий, входящих в блок, не претендовал в избирательном списке на места с первого по пятое.

Очень важно, чтобы первая "пятерка" избирательного списка была узнаваема и привлекала население. Вопрос: может ли идти под номером один -- Иван Степанович Плющ или Виктор Андреевич Ющенко возникал. С самим Ющенко у меня не было разговоров на эту тему. Поскольку сегодня как-то получается, что все его "сватают", бегают за ним, уговаривают, а он сам в стороне. Мы готовы, если у него есть такое желание, вступить в переговоры. Но и ему самому нужно на это решиться. Понятно, что какие-то условия может поставить Виктор Андреевич, какие-то выдвинем мы. Если эти условия будут приемлемы, я не вижу препятствий тому, чтобы Ющенко был в нашем блоке.

С Иваном Степановичем в этом отношении проще, поскольку он член НДП. Участие Плюща в нашем блоке -- органично и вполне естественно. А учитывая его нынешний калибр, естественно, он будет не в хвосте избирательного списка, а в первых рядах.

-- Позвольте уточнить: ваши партнеры по блоку уже готовы поступиться лидерством в списке кому-то из этих лиц?

-- Не скажу, что мое предложение занять в списке места, начиная с шестого, было встречено с большим энтузиазмом. Но открыто никто не возражал. У каждого из нас еще не потеряно элементарное чувство этики, никто не может встать и сказать: "Как вы себе хотите, а я хочу быть первым!" Хотя, может, в душе кто-то на это и надеется...

-- Вы говорите, что только обсуждаете возможность того, чтобы блок возглавил Ющенко, а по некоторым сведениям кое-кто из ваших заместителей по Партии регионов уже наладил контакты с Виктором Андреевичем... Мы имеем в виду Петра Порошенко. Как вы к этому относитесь?

-- Не вижу абсолютно никакой крамолы в том, что кто-то из моих партийцев контактирует с Ющенко. Но решение, кому быть в блоке, а кому нет, может приниматься только коллегиально. И если хоть одна партия, входящая в блок, выскажется против Виктора Андреевича, то его там не будет. Это однозначно. Вы говорите о Порошенко. Да, он зампредседателя Партии регионов, и к его мнению мы прислушаемся. Но оно не будет решающим, когда будет приниматься окончательное решение.

-- А вы не боитесь, что кое-кто из ваших заместителей по партии может обидется, развернуться и уйти? Ослабится влияние партии, а идею объединения пяти политструктур в одну постигнет крах...

-- Уверяю вас, влияние партии не ослабнет, даже если завтра уйдет Азаров. Незаменимых нет. Давайте не переоценивать роль даже самых влиятельных фигур в нашей политической жизни. Если кому-то что-то не понравится и он уйдет -- это будет его личное дело. И это ни в коей мере не ослабит партию, ее предвыборную позицию. А ослабит лишь деятеля, который ее покинет.

"В УКРАИНЕ ЖДУТ ЛЕГАЛИЗАЦИИ 2 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ"

-- Если позволите, еще несколько вопросов экономического плана. Недавно в Казахстане объявили амнистию теневых капиталов. Что мешает в Украине сделать то же самое?

-- Этот вопрос нужно адресовать не мне. Еще два года назад мы разработали проект указа Президента, который был отправлен в Верховную Раду в виде закона. Он там благополучно осел. Мне трудно сказать, что мешает его принятию. Все вроде "за", но он почему-то не выносится на голосование сессии... Думаю, в законопроекте многим не нравится то, что после легализации теневых капиталов предусмотрен контроль над доходами и расходами. Поэтому закон и "завис". Но ведь для чего нужна легализация? Чтобы начать вести отчет с нуля. "Забыть" старые грехи и не допустить новых. А наши бизнесмены по-прежнему хотят получать миллионные доходы и платить 100 гривен налога...

Эти люди закладывают бомбу под самих себя. Рано или поздно наступит момент, когда социальное неравенство может вызвать активный претест. Любое разумное общество осуществляет перераспределение доходов и не допускает такую кричащую разницу в них. Там 90% населения живет примерно одинаково. 5% -- богатых и 5% -- нищих. Где социальная база для конфликта? У нищих -- свои условия, но они с голоду не умирают... Как известно, на баррикады идет голодный человек, тот, кому терять нечего. Если кто-то хочет довести нашу страну до состояния семнадцатого года, мы это можем получить...

-- Если бы удалось легализовать теневой капитал, сколько это позволило бы вернуть денег в оборот?

-- Если в Казахстане было легализовано 480 миллионов долларов, то у нас эта цифра могла бы достичь, по моим подсчетам, 2 миллиардов.

-- Верховная Рада не приняла Налоговый кодекс. Вы воспринимаете это как личную неудачу?

-- Как неудачу всех ветвей власти. Три года назад, 1 сентября 1998 года, на заседании Кабмина я вручил проект нового кодекса со всеми расчетами премьер-министру Пустовойтенко и новому составу парламента. Кто мешал Верховной Раде за эти годы его рассмотреть? Сразу начали упрекать ГНАУ, мол, кодекс разработан налоговой под себя. Появилось пять альтернативных проектов, в основе которых лежало одно: нежелание навести порядок в сфере налогообложения. В итоге наш проект был реанимирован в виде проекта малого налогового кодекса. Он абсолютно неприемлем в том виде, в котором принят. Согласно Конституции бюджет на 2002 год должен быть представлен в парламент 15 августа. А сформировать его теперь можно только на старой налоговой основе...

-- Чем это чревато?

-- Речь ведь не идет о том, что страшного может произойти, а о том, что могло бы не произойти. За первое полугодие мы получили 17%-ный рост промышленного производства. Если бы приняли новый налоговый кодекс, думаю, можно было бы гарантировать такое же стабильное развитие экономики. Теперь это может и произойти. Не ускорятся темпы роста ВВП, а могли бы ускорится. Сохранятся все негативные моменты, связанные с реализацией ныне действующих налоговых льгот.

-- Недавно вы достаточно смело высказались по поводу отмывания грязных денег. Вы уверены, что сможете довести это дело до конца?

-- У нас просто нет другого выхода. Мировое сообщество заняло жесткую позицию по этому поводу. "Грязные" деньги всегда идут на "грязные" дела: их вкладывают в торговлю наркотиками, оружием, подкуп чиновников. Международная организация по борьбе с финансовыми преступлениями (FATF) ежегодно предоставляет странам общего рынка и США свои рекомендации относительно тех государств, которые не борются с отмыванием грязных денег. Как правило, рекомендации носят жесткий характер -- ставится под вопрос целесообразность экономических связей с такими странами. Если мы не хотим попасть в список таких государств, то должны серьезно заняться проблемой грязных денег. Тем более это отвечает нашим национальным интересам...