1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (930) за 11.08.2001

12 ЛЕТ СРЕДИ... СКЕЛЕТОВ

Кручу в руках женский череп без нижней челюсти. Откуда знаю, что женский? Со школы помню: у дам чело уже. "Этот череп мы назвали "Княгиня Ольга". Он принадлежал молодушке, жившей во времена Киевской Руси. Причина смерти, -- "хозяин" черепа указывает на звездочную трещину, -- так называемый татарский удар. Пленного палкой били по левому темени. Но это для судмедэкспертов, меня больше интересуют зубы. Человек питался грубой пищей, поэтому они так стерты. И хотя тогда не пользовались зубными пастами и не жевали резинки без сахара, кариеса, как видите, не наблюдается".

Я -- в уникальном анатомическом музее. Еще на улице перед зданием, где он размещается, был поражен гигантским хребтом и черепом неизвестной мне твари. В стороне небрежно лежали плоские массивные кости.

-- Тоже ваше добро? -- спрашиваю.

-- Наше. Это скелет кита, -- рассказывает Олег Мельник, доцент факультета ветеринарной медицины Национального аграрного университета. -- Длина его при жизни была 26 метров. Челюсти лежат рядом, потому что монтаж скелета еще не завершен.

Олег Петрович поведал историю о ките, убитом в океане Черноморской китобойной флотилией после Второй мировой войны. Сначала животное доставили в Севастополь, где его тело покоилось в земле несколько лет. Затем железной дорогой скелет прибыл в Киев, надолго прописавшись на бывшей ВДНХ. Пришло время, когда достижения народного хозяйства выставлять напоказ стало уже вроде бы ни к чему, кит оказался ненужным. Мельник и "увел" его, опередив музей Института зоологии. Тогда был кризис с бензином, поэтому скелет по частям перенесли студенты.

Идея музея родилась у бывшего декана факультета ветеринарной медицины, ныне покойного Германа Гиммельрейха. Но открытие состоялось уже после его смерти -- 1 сентября 1989 года. Экспонатов поначалу было негусто, но Олег Мельник, тогда еще студент-пятикурсник, взялся за дело с упорством. И фантазией. Одни входные двери чего стоят: сверху белыми косточками выложена надпись "Музей анатомії", вырезанные из дерева конь и бык, удерживающие щит, -- герб кафедры. Тут же высечен девиз анатомов: "Вивчаючи мертве -- пізнаємо живе". За дверью -- еще забавнее. Все стены единственного зала музея обшиты деревом с искусной резьбой (дело рук Мельника) и оригинальными рисунками, совсем не отвлекающими от главного -- 980 анатомических экспонатов, каждый из которых представлен по-своему. Челюсти волка, например, цепко сомкнуты на костяной ноге козла. Скелет медведя пытается достать с ветки остов непослушной кошки. Здесь же все, что осталось от беркута, кенгуру, удава, лисы, гиеновой собаки...

-- Когда-то Джавахарлал Неру подарил Хрущеву двух слонов -- Шаши и Риши. Вот череп одного из них, -- показывает Мельник. -- Это один из моих любимых экспонатов. Обменял его в Институте зоологии. Череп "Княгини Ольги" вы уже видели, а вот еще один --
гориллы, умершей от острой сердечной недостаточности в 24 года. Видите, как мало места для мозгов? -- откидает черепной "капот" хозяин музея.

Все скелеты опираются на собственные ноги без каких-либо подпорок. Секрет -- в креплениях, придуманных анатомом, -- коротких металлических штырьках, спрятанных в костях. Все экспонаты пронумерованы. В музейной книге указывается их название, дата регистрации, изготовитель (пока фигурирует только фамилия Мельник), место, откуда материал. А прибывает он из Киевского зоопарка (как жираф и бегемот, например), из фондов самой кафедры анатомии, из Института зоологии, из-за границы -- колючая акула, череп групера, скелет лисьего кузу...

В огромной книге отзывов записи на многих языках, даже на арабском, китайском и турецком. Некоторые посетители называют музей лучшим в мире среди подобных. Олег Петрович, правда, считает это преувеличением, но не скрывает гордости, что большинство положительных отзывов сделаны повидавшими виды коллегами-анатомами со всего мира. Листая книгу, нашел запись спикера парламента Палестины. Первый секретарь посольства Египта, по словам Мельника, очень удивлялся тому, как можно сделать такое без денежных вливаний. Несмотря на нехватку средств, в планах Мельника превратить музей в учебно-научную лабораторию, внутренний дворик перед входом в корпус накрыть стеклянным куполом, под которым разместить крупные экспонаты. А еще Олег Петрович мечтает достать что-нибудь от динозавра.

-- Это будет нелегко. Но, уверен, что возможно. Увидите, со временем наш музей будет даже лучше и интереснее, чем знаменитая кунсткамера в Санкт-Петербурге.