1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №178 (930) за 11.08.2001

ПО УЛИЦАМ КАТАЛСЯ ЗАГАДОЧНЫЙ ГИБРИД. РОГАТЫЙ И ДЕРЕВЯННЫЙ

Начало "новой эры существования Киева как столичного города УССР" было отмечено "усовершенствованием внутригородского транспорта". Велись активные поиски нового дешевого и экономичного средства для перевозки пассажиров. Им оказался троллейбус.

Изобретенный еще в 1880-х гг. в Германии, он начал в 1934 году свои регулярные рейсы в Москве. Благодаря сходству с трамваем и автобусом, троллейбус поначалу воспринимался народом как их загадочный гибрид с "рогами". Поэтому перед запуском первого троллейбуса в Киеве была проведена "широкая разъяснительная работа".

Отмечалось, что у троллейбуса масса преимуществ перед трамваем: меньшие начальные затраты на строительство (троллейбусная линия дешевле трамвайной в 3--4 раза); большая безопасность для пассажиров, совершающих посадку непосредственно с тротуара. Автобус тоже не выдерживал конкуренции: троллейбус отличала простота и надежность двигателя; большая скорость из-за ускорения при разгоне; плавный ход (не было коробки передач); отсутствие выхлопов. А принимая во внимание специфический профиль киевских дорог с большим перепадом высот, троллейбус был признан "королем центра города".

В сентябре 1935 года началось строительство первой киевской троллейбусной линии: площадь Толстого--ул. Красноармейская--завод им. Домбаля (вскоре был переименован в Дзержинского). Сборка ходовой части и кузовов троллейбусов производилась в Киеве, электрооборудование, автоматические и тормозные детали поступали из Москвы. И уже ночью 3 ноября 1935 г. новые машины вышли на контрольные испытания, которые прошли "чрезвычайно удачно". А 5 ноября, в 5 часов вечера первые 1 629 киевлян торжественно проделали весь 7-километровый троллейбусный маршрут. Горожане были поражены высокой скоростью этого маршрута за 25--27 минут (при максимальной скорости 45 км/ч), удобством графика движения машин (с 8.00 до 24.00) и дешевизной проезда --25 коп.

Киевские троллейбусы марки "ЛК" были не только нарядными (хотя их кузов был деревянным и выкрашен обычной масляной краской), но и комфортабельным. Здесь было 35 сидячих мест -- стоять не позволялось. Не портили впечатление от поездки даже довольно частые перебои в подаче электроэнергии, для ликвидации чего вскоре был построен самостоятельный фидер (распределительная линия электропередачи).

Троллейбус сразу полюбился киевлянам: только за первые 5 дней работы на нем было перевезено 28 тыс. человек, а за весь первый год -- 256 тыс. В 1937 году был пущен в строй еще один маршрут: площадь III Интернационала (современная Европейская) -- вокзал. В 1940 году была построена последняя предвоенная троллейбусная линия: завод им. Дзержинского--вокзал. Троллейбусный парк состоял к этому времени из 47 машин.

Новая история киевского троллейбуса началась после освобождения города от фашистов. В праздничный для киевских троллейбусников день 5 ноября 1944 г. на улицы вышли троллейбусы первого довоенного маршрута. А потом были знаменитые, единственные в мире киевские "поезда-троллейбусы", открытие новых многокилометровых маршрутов, строительство четырех троллейбусных депо, но это уже отдельная история.