1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №181 (933) за 15.08.2001

РЕЖИССЕР, СНИМАЮЩИЙ СЕРДЦЕМ

В сообщениях о смерти Станислава Иосифовича Ростоцкого его называют "выдающимся" кинорежиссером. И это, действительно, не для формы, а по значимости личности и уникальному вкладу. Ибо, назвав хотя бы такие его фильмы, как "Доживем до понедельника", "А зори здесь тихие", "Белый Бим Черное Ухо", уже называем классику не только советского, но и мирового кино. Почему-то мы редко вспоминаем о том, что дважды фильмы Ростоцкого номинировались на "Оскар", и в 1972 году Голливуд назвал "А зори здесь тихие" одним из пяти лучших фильмов мира. А сколько международных наград! Да и звание лауреата Ленинской и Государственной премий, орден Ленина редко давали только за принадлежность к избранным. А судьба каждого фильма Станислава Ростоцкого, без преувеличения, была подчас трагичной, но именно их оглушительная популярность у зрителей и давала им "жизнь". Первый же его фильм после окончания ВГИКа (учителями Ростоцкого были великие Эйзенштейн и Козинцев) "Земля и люди" (1952) -- честный, откровенно и беспощадно рассказывающий о жизни села, сразу же положили "на полку", а автора обозвали контрреволюционером. Вторая картина -- "Дело было в Пенькове", где "родился" актер Вячеслав Тихонов (снявшийся в большинстве фильмов Ростоцкого), поразила необычностью героев и какой-то особенно щемящей интонацией. И снова фильм назвали клеветой на колхозный строй. Дорогу фильму "пробили" сами зрители, приняв его на "ура". Картиной "Доживем до понедельника" Станислав Иосифович открыл новое направление в кинематографе для юношества. И, спустя более тридцати лет, через этот фильм "проходят" подростки и педагоги, настолько искренне и обнаженно правдиво он говорит о школе и ее проблемах. Недаром, когда картину надолго спрятали от зрителей, именно педагоги поддержали ее. И здесь тоже было актерское открытие -- свою первую роль сыграла замечательная актриса Ольга Остроумова. Кстати, это был и единственный фильм, в котором Станислав Ростоцкий снял свою жену -- актрису Нину Меньшикову. А с сыном -- актером, режиссером и каскадером Андреем Ростоцким -- отец встретился в фильме "Эскадрон гусар летучих".

Более трех лет Ростоцкому не давали снимать "Белый Бим Черное Ухо", ставшего одним из самых известных и пронзительных фильмов. И хотя его главный герой -- чудная собака, по сути, фильм о людях и о наших душах. По существу, об этом -- все фильмы Станислава Иосифовича, ведь недаром один зарубежный критик написал: "Эти картины сняты очень просто -- сердцем". Особенно о войне, которую он сам прошел гвардии рядовым и, получив тяжелейшее ранение, закончил инвалидом второй группы. У таких людей -- особая память и особый нерв творчества. Лишь много переживший человек, мог создать "Майские звезды", "На семи ветрах" и "А зори здесь тихие". В одном интервью режиссер сказал: "Уверен, что есть картины, которые формируют актера как личность, а есть другие, которые разрушают человека".

В последние годы Ростоцкий практически не снимал. Но много ездил на кинофестивали, смотрел, писал, размышлял, пытался разобраться в происходящем мудро и объективно. И наблюдения его были не очень оптимистичны: "Я очень люблю актеров. Они хорошие, да жизнь страшная. Я понимаю, что я ископаемое. Но жизни-то ведь нет теперь, а есть ее изображение. Я не собирался быть режиссером, но стал им. И не считаю себя большим режиссером, но считаю себя не очень плохим человеком". И в этом тоже весь Ростоцкий.