1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №186 (938) за 21.08.2001

НОВЫЕ СОВЕТЫ СТАРОГО "ЗАЙЦА"

Проблема взаимоотношений безбилетников и контролеров будет жить до тех пор, пока существует оплата за проезд. И решать ее надо исключительно в правовом поле, а не путем мордобоя и взаимных оскорблений, которые нередко приходится наблюдать. С недавних пор устранен правовой "вакуум" в ситуации, когда "заяц" пытается скрыться от контролеров, а последние силой его удерживают. Теперь они имеют на это право.

Если внимательно прочесть "Должностную инструкцию контролера пассажирского транспорта", становится понятным: правильно взять с безбилетника штраф -- целая наука. Ведь проверяющий должен быть "вежливым и предупредительным по отношению к пассажирам", дать возможность каждому из них купить билет, при его отсутствии "разобраться в обстоятельствах" и только в случае "безосновательных причин взыскать штраф в соответствии с действующим законодательством и обязать пассажира оплатить проезд". На деле штрафуют и тех, кто едва успел войти в салон, не имея про запас талончика, и кто хотел платить, но не дождался, пока к нему через переполненный вагон подойдет кондуктор, и кто не знал, что в салоне кондуктора нет (об этом водитель должен объявлять на каждой остановке, иначе взимание штрафа незаконно), и еще во многих случаях.

Поэтому снова повторяем: граждане контролеры, вы заблуждаетесь, утверждая, что пассажир обязан метаться по салону в поисках кондуктора или держать про запас талончик. Единственное, что он должен -- это иметь желание оплатить проезд и необходимую для этого сумму денег. Во всех остальных случаях он -- "ваш". Согласно инструкции, "зайца" можно либо убедить оплатить проезд, либо оштрафовать, либо высадить на ближайшей остановке, либо доставить в отделение милиции для составления протокола. Основание для "доставки" -- статьи 185-9 и 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Первая предусматривает ответственность за злостное неповиновение законному требованию контролера, вторая -- то же, но работника милиции либо дружинника или, как их теперь называют, "члена гражданского формирования по охране общественного и государственного порядка".

Дело в том, что из тройки контролеров (для справки: "законные" проверяющие, в отличие от "левых", работают только втроем) теперь, как минимум, один -- обязательно дружинник. Значит -- наравне с милиционером может при задержании нарушителя применять физическую силу. Конечно, предъявив удостоверение "члена формирования". И если "зайца" таки доставят в отделение, десяткой штрафа ему не отделаться. К ней добавится еще один необлагаемый налогом минимум доходов (17 грн.), а как максимум -- если не желал идти добровольно -- три оных. Что чаще всего в таких случаях и бывает. Но, по закону, вместо штрафа могут "влепить" два месяца исправительных работ, либо 15 суток ареста.

Поэтому, если вам не удалось убедить контролеров в том, что вы не уклонялись от оплаты проезда, спокойно покиньте салон и просите, чтобы вас отпустили с миром. Давите на жалость, запаситесь справками, что вы безработный, либо что на вашем предприятии уже много лет не платят зарплату, сойдет и документ о том, что вы -- ветеран Куликовской битвы. Если его, конечно, признают настоящим, фальшивку контролер имеет право (и даже обязан) изъять. Но запомните: проверяющий, если он не "липовый", никогда не отберет паспорт и любой другой документ, а также личные вещи пассажира. Контролеры также не имеют права штрафовать несовершеннолетних "зайцев": их, как правило, просто высаживают.