1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №188 (940) за 23.08.2001

У ГРАФА ЖОФФРЕЯ ДЕ ПЕЙРАКА КИЕВСКИЕ КОРНИ

Этот человек как бы соткан из множества противоречий. Славянско-восточная кровь, умноженная на французскую почву, дали удивительную "смесь" личности РОБЕРА ОССЕЙНА. Он предпочитает уединение в загородном доме под Парижем, но вместе с тем, как человека публичной профессии, его привлекают сцены-стадионы. И загадочный граф Жоффрей де Пейрак из лубочной "Анжелики" -- это тоже он. Таких героев кинематограф уж точно еще не видел: калека, безупречно дерущийся на шпагах; ученый-чернокнижник и потрясающий любовник, обаятельнейший человек, за которого друзья готовы отдать жизнь.

ДВОЕ СЫНОВЕЙ ОТ МАРИНЫ ВЛАДИ

О Робере Оссейне не так часто пишет бульварная пресса, как о его известных друзях-актерах Делоне, Депардье, Бельмондо. Но популярен он во Франции не менее. Мсье Робера, в его 73, до сих пор 23% француженок называют одним из самых обаятельных и соблазнительных мужчин, при этом он оставляет позади суперпопулярных Алена Делона и Жерара Депардье (у последнего всего 7%). У нас в стране, к сожалению, мало знают героев Оссейна -- кроме хромого, со шрамом на пол-лица, но потрясающе сексуального и мужественного Жоффрея де Пейрака. Ну еще фильмы "Профессионал" или "Мужчина и женщина. 20 лет спустя". Во Франции он, прежде всего, известен как театральный актер и режиссер, чьи спектакли и гала-постановки становятся крупнейшими событиями в культурной жизни Франции и проходят с неизменными аншлагами.

Еще в пансионе у него начался бурный роман с Мариной Поляковой-Байдаровой (Мариной Влади). Эта любовь родила несколько совместных фильмов и двоих сыновей с русскими именами Петр и Игорь. Один из них стал музыкантом и работал вместе с отцом. А вот упоминать при Оссейне о его первой жене в Париже нам не рекомендовали. Точно так же к воспоминаниям о своем первом муже относится и Марина Влади. Две сильные личности, две звезды не ужились на одном небосклоне, и каждый из них состоялся по-своему, найдя новое личное счастье.

В начале нашего разговора он сразу оговорился: " Я очень хорошо говорю по-русски, когда я с французами, но когда с русскими -- сразу забываю все слова". В общем, мсье Оссейн начинал говорить на плохом русском, затем, волнуясь, переходил на французский...

"МНЕ ВСЕГДА НЕ ХВАТАЛО ДЕНЕГ, ЧТОБЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ СВОИ АМБИЦИИ"

-- Мое детство всегда со мной. Я не могу с ним до сих пор расстаться, и всю жизнь сопровождает сильная ностальгия по моему славянскому происхождению. Отец родился в Самарканде, а мама -- в Киеве. Родина у меня ассоциируется с густыми лесами и бескрайними степями. И еще это необъяснимое чувство тоски! Наверное, потому меня просто пронизывает тяга ко всему славянскому: литературе, музыке, природе, к вере, к своеобразной мистике. Мне очень нравится русское кино, например, таких классиков, как Пудовкин, Эйзенштейн, Донской.

Мои родители были бедными людьми, и отдали меня в русский пансион. Русские эмигранты тогда либо работали шоферами, либо содержали пансионы. Менялись эти пансионы постоянно, так как нечем было платить. К моим товарищам часто приходили родители и приносили еду, а мои бедные родители ничего не приносили. И я думал, что другие дети просто больны, потому их и подкармливают, а я здоровый -- значит, мне хорошо, и жалел их. С детства у меня остались особенная непосредственность восприятия и вечная нехватка средств. Мне всегда не хватало денег, чтобы удовлетворить все свои амбиции и желания. Вообще, жизнь была совсем нелегкая.

О ЖЕНЕ

-- Со своей последней женой я познакомился на постановке "Преступление и наказание" по Достоевскому. А в день нашей свадьбы со мной случился несчастный случай -- я попал в автокатастрофу, и в течение месяца был в больнице. Жена меня выхаживала, оказавшись великолепной сиделкой. Ночами она была рядом со мной в больнице, а с утра моталась на съемках. И когда мы, наконец, пришли в мэрию расписываться, она уже была на девятом месяце беременности. Вместе мы уже больше двадцати лет, но, несмотря на такой большой семейный срок, остаемся веселыми людьми, общаемся только с юмором, и я даже позволяю себе засматриваться на красивых женщин.

-- Наверняка она счастлива с таким мужем?

-- Нет, нет, наоборот. И все потому, что я слишком много работаю, редко бываю дома.

"В ФИЛЬМАХ Я СЕБЕ НЕ НРАВЛЮСЬ"

-- Я поставил несколько очень больших спектаклей: "Иисус -- имя твое", "Преступление и наказание", в котором, кстати, играли около 150 актеров. А спектакль о Федерико Гарсиа Лорке я поставил для своего любимого актера Лино Вентуры. Одним из самых интересных периодов моей жизни была постановка фильма "Я убил Распутина", где к тому же я играл князя Юсупова, принимавшего участие в убийстве. Моим консультантом был сам князь. Он мне тогда очень много всего порассказывал. Долго я делал гала-спектакль (приуроченный к концу ХХ века) о жизни де Голля, который был действительно великой личностью. Он запечатлен в хрониках, документах, но не в художественном творчестве. И мы это сделали впервые.

А в России я хотел бы поставить спектакль о Чингисхане. Но для этого необходимо несметное количество людей, лошадей. Конечно, очень трудно осуществлять то, что хочешь, если нет таких средств, как, например, в фильме "Титаник". Я люблю "дирижировать" актерами. Но, к сожалению, у нас мало с ними работают. Они слишком интеллектуальны, а нужно "давать" больше сердца -- как учили Станиславский или Питоев.

Я снялся в 100 фильмах и около 25 сделал как режиссер. А сколько спектаклей в театре -- даже не знаю, трудно посчитать. Но в какой-то момент уже нужно давать дорогу молодежи.

Кстати, не люблю себя-актера, даже не хожу смотреть свои фильмы. Я себе в них не нравлюсь. И зная это волшебное, но очень нелегкое ремесло, я очень уважаю и люблю других актеров. А в работе со своими партнершами в кино или театре у меня есть один неизменный принцип: никогда не примешиваю личные чувства.

"НА ТВОЕЙ МОГИЛЕ БУДЕТ СТОЯТЬ ПАМЯТНИК В ОБРАЗЕ ЖОФФРЕЯ СО ШРАМОМ"

-- Удивительно, что фильмы об Анжелике до сих пор идут на экранах с большим успехом, и восторг от них передается зрителям от поколения к поколению. Я никак не могу объяснить, почему это происходит? Даже, честно говоря, обидно, так как хотелось бы, чтобы обратили внимание и на другие мои работы в кино -- и актерские, и режиссерские. А вместо этого только и слышу: "Нет, вот "Анжелика"!" Знаете, мне как-то жена сказала: "Робер, что ты ни делай -- играй много ролей, ставь большие спектакли, пиши, но когда ты умрешь, на твоей могиле будет стоять памятник в образе Жоффрея со шрамом". Но я хочу сделать все возможное, чтобы меня запомнили и в других ролях, а не только в "Анжелике".

"НЕ ДАЮ ДРУГИМ УРОКИ ЖИЗНИ, САМ УЧУСЬ"

-- Безусловно, очень трудно оставаться честным и беСкомпромисным? человеком, но коль вы выбрали свой путь, то следует по нему идти до конца. Если бы мне пришлось снова начинать, я бы выбрал то же самое. Я очень эмоционален, не люблю быть моралистом, кого-то учить -- это, поверьте, совершенно не мое. И, поскольку мы все временны на этой земле, то я не даю другим уроки жизни, сам учусь.

Наше общество выбрало не тот путь развития, и я хочу хотя бы как-то своим творчеством повлиять на людей, чтобы они друг друга меньше угнетали и не унижали. Вообще, я стараюсь быть вне политики, подальше от всяких идеологий и проблем -- это совершенно меня не интересует. Для меня единственно важным остается уважение: друг к другу, молодости -- к старости. Идеальное современное общество, на мой взгляд, -- в котором люди могут себя реализовать в профессии и достойно жить. И я не верю, что в этой жизни и на этой земле могут быть первые и последние.

Чтобы вы немного узнали мой характер, скажу, что, несмотря на то, что я уже старый (лукавит, ох, лукавит, дай Бог каждому быть таким старым. -- Авт.), но суть моя неизменна -- до конца дней чему-то все время учиться. Без этого -- конец.

-- В одном интервью вы сказали: "Я дал себе слово никогда не говорить неправду..."

-- (Удивленно.) Да? Я мог такое сказать только напившись.

Вечером, после спектакля люблю пойти в русский ресторан с цыганами и музыкой, чтобы там подавали котлеты, борщ, огурцы, селедку, черный хлеб и -- ностальжи. Обожаю.

О БОГЕ

-- Я очень много думал о небе и горизонте, и понял, что там что-то есть. Это, наверное, Бог. Я настолько верю в него, что, в конце концов, он просто должен существовать. Я думаю, что Бог есть, прежде всего, в людях.

"У ВАС ЕСТЬ ТО, ЧЕГО НЕТ ЗДЕСЬ -- ДУША"

-- Сердца ваших людей живут сегодня, с одной стороны, без надежды, а с другой -- полны энтузиазма. Ваш народ имеет необыкновенную эмоциональность, и у вас есть то, чего нет здесь -- душа, с которой можно пройти все бури. Этой души в Европе и, в частности, во Франции очень не хватает. Очень. Вы приехали из другой далекой страны, чтобы встретиться со мной. Спасибо, такого неформального интервью у меня не было в жизни.

ОБ ЭТОМ МЫ ДАЖЕ НЕ МЕЧТАЛИ...

К этому интервью мы шли очень долго. Его пресс-аташе несколько раз давали нам понять, что интервью с таким известным и занятым человеком, как Робер Оссейн, просто невозможно. Когда мы, наконец, встретились в его студии-офисе в центре Парижа, на улице Галилео, помощница выделила нам 30 минут, а проговорили мы около часа. Роберу постоянно напоминали, что по расписанию у него -- очередная репетиция, а он, "уйдя" в воспоминания и в какой-то другой темпо- и душеритм, никак не хотел прощаться с нами, соотечественниками. И в конце спросил: "Вы ведь придете на мой спектакль?" Об этом мы даже и не мечтали, поэтому с радостью приняли приглашение. Через три дня мы собственными глазами увидели "алхимические театральные опыты" колдуна-Оссейна.

Театр "Мариньи", где идут спектакли Робера Оссейна, находится возле президентского дворца на перекрестке Елисейских полей и улицы Мариньи и своими размерами и удивительным уютом очень напоминает наш киевский Театр Франко. По парижским меркам, это довольно большой театр. В тот вечер шел его спектакль-детектив. Мсье Оссейн вышел перед его началом и стал разговаривать с публикой, которая с аншлагом заполнила зал -- тепло и непосредственно, как будто с хорошими знакомыми. Режиссер предложил зрителям стать непосредственными участниками действия. Для этого выбрали жюри, занявшее отдельную ложу, и мсье Оссейн попросил всех зрителей перед самым кульминационным моментом развязки проголосовать за один из трех предложенных финалов. Вариант, набравший большее количество зрительских голосов, и будет разыгран актерами. А "сценаристы-победители" после спектакля получат призы от самого Оссейна. Все так и было. А еще был удивительно стильный и камерный театральный спектакль, с новейшим сценическим дизайном и добротной игрой актеров, которые умело держали зал в интригующем оцепенении. А после спектакля продолжилось общение зрителей с постановщиком и душой представления -- Робером Оссейном. Почему-то вспомнились разговоры наших театралов и критиков о поисках новых форм современного театра. И подумалось: "Так вот она, новая форма! И все -- легко и непосредственно, интересно и с удовольствием".

Мы не стали победителями, но подошли поблагодарить мсье Робера. Он сразу узнал нас, очень обрадовался и как-то по-детски смущенно спросил по-русски: "А вам спектакль понравился?" Его удивительно добрые глаза были в таком напряженном ожидании нашего ответа, как будто от него зависело что-то необыкновенно важное. И услышав, что мы довольны, Робер предложил поужинать вместе в ресторане. Не так часто великому Оссейну приходится общаться на языке своих родителей, и общение с людьми из далекого мира, который видится "еще с душой", ему нужно не меньше, чем нам.

Остаток незабываемого вечера мы провели в компании великого Робера Оссейна в знаменитом рыбном ресторане на Елисейских полях. На столе были шампанское и деликатесы, никто никуда не торопился, мы беседовали на разные темы. И, когда, между прочим, мы рассказали, как много лет безуспешно пытались встретиться и взять у него интервью, Робер страшно удивился: "А я даже ничего об этом не знал!"...