1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №195 (947) за 03.09.2001

"РОК В СССР ПРОЦВЕТАЛ НА ДЕНЬГИ КГБ"

ОЛЕГ СКРИПКА не вписывается ни в одно понятие современного шоу-бизнеса. Кумир молодежи? Да, при этом -- абсолютное отсутствие пафоса и самолюбования. Звезда? Да, но сам категорически отрицает причастность к "сословию" с лимузинами и телохранителями. На сцене Скрипка излучает такую энергетическую мощь, что скажи он: "Ребята, за мной!" -- и пойдут, куда угодно. А в общении -- терпелив, интеллигентен, интересен, с собственным мнением обо всем.

"УКРАИНУ ОПУСКАЕТ КТО НИ ПОПАДЯ"

-- Как вы относитесь к разного рода премиям и наградам -- "ВВ" удерживает позицию "лучшей рок-группы" уже несколько лет подряд?

-- Для меня это имеет только косвенное значение. Такие вещи нельзя воспринимать серьезно, т.к. слава разрушает характер человека. С другой стороны, любая награда все равно выражает мнение только какого-то определенного количества людей. Честно говоря, я к этому отношусь негативно. Ведь все хит-парады и премии существуют для каких-то целей, не связанных ни с музыкой, ни с культурой. Это -- просто коммерческие вещи.

То, что мне присудили "Золотую Жар-птицу" за популяризацию украинской музыки за рубежом, -- очень приятно. Украина страдает от недостатка позитивного внешнего имиджа. И со стороны государства ничего не делается в этом направлении. Сколько мы вымаливали помощь от украинского посольства во Франции -- их нереально даже на концерт пригласить! Все, кто ни попадя, опускают Украину в глазах мировой общественности. А мы ведь не настолько плохая страна, чтобы говорить, что у нас только Чернобыль, мафия, пираты и нарушения авторских прав.

-- А в Москве музыкальный имидж страны тоже в лучшем случае раскручивается как "шуточно-вульгарный"...

-- Он вообще там не раскручивается! Каждый дует в свою дудку и все. Нас связывают в общую тенденцию, но между нами ничего общего нет. Добрых 50% российских исполнителей из Украины, и позор им и ганьба за то, что забыли родину. Только несколько коллективов стали известны в России как украинские исполнители.

Исторически "ВВ" -- советская группа. Впервые выступили в Москве в 1988 году, стабильно работали, имели своих слушателей и почитателей (слава Богу), но никакой дядя Ваня нам не помогал никогда.

"У ШЕВЧУКА -- УЖЕ МАРАЗМ"

-- Наверное, вам известно, что в Москве "ВВ" называют чисто клубной командой?

-- Понятно. В середине 90-х годов у нас уже появилось понятие масс-медиального артиста. Это означает, что его имя сначала раскручивается в СМИ, а потом уже пишутся песни, но на сцене человек выступать не может. И настоящих "репетиционных" групп, которые вылезли из подвалов и добились известности, практически нет. Если "расхитованные" группы не в состоянии "раскачать" в клубе хотя бы двух калек -- это вообще не группы, для меня они -- не артисты вообще. Это все равно, как если тебе вместо картошки подсовывают на рынке какое-нибудь папье-маше.

-- То есть "ВВ" и "фанера" -- вещи несовместимые никогда?

-- "Фанера" вообще -- очень негуманная вещь. Насколько я знаю, за такое за границей если не сажают в тюрьму, то очень сильно штрафуют. Но виноваты в процветании "фанеры" на сцене совсем не музыканты, а неразборчивые зрители, которые "хавают" такую некачественную продукцию -- это их проблемы, что они смешивают плевела с зернами.

Как-то мы летели в одном самолете с "Тату". Мы обложены своими инструментами, а "Тату" -- с косметичками и мини-диском. А публика воспринимает нас одинаково. Выходит, наш труд не имеет никакого смысла на сегодняшний день: мы сами пишем музыку, снимаем клипы и играем на сцене. Такой объем работы понятен немногим.

-- Как по-вашему, почему у "ВВ" сегодня так мало конкурентов? К примеру, Юрий Шевчук заявил, что рок-н-ролл мертв, а молодежь на сцене -- это вообще бессмыслица.

-- Ну, у Юры, я думаю, уже маразм старого человека! Молодых -- до фига! Ситуация в том, что мы -- Юра раньше, "ВВ" чуть позже -- были порождением и феноменом советского времени. Это было то ли попустительство КГБ, то ли специально делались какие-то поблажки для молодежи в виде инвестиций в модную музыку. На этой почве и возникли многие коллективы в то время.

-- То есть вас КГБ не душило?

-- Нет! Реально даже помогали: было очень много всяких комсомольских мероприятий, в которых мы участвовали. Так что нужно говорить честно и в лицо: рок 80-х в Советском Союзе возник на деньги КГБ! И обратите внимание: как только загнулся СССР, рок просто умер. Такие "зубатые" парни, как ДДТ, "Алиса", АукцЫон" и мы -- выжили, причем, "АукцЫон" и "ВВ" -- только благодаря загранице, которая нам реально помогла. Мы просто сидели, как на зоне, 15 лет, пока стали известными!

И сейчас стараемся существовать в этой недружелюбной для нашего стиля действительности, приобретаем какую-то форму, более доступную для зрителя. А на самом деле на концертах мы остаемся рок-командой. А у большинства молодых такой возможности нет. Нужен стартовый толчок, а сейчас нет ни мероприятий, которые могут выпустить их на сцену, ни телеканалов, которые изъедены попсой донельзя. Нет культурной среды для существования рок-музыки. Ребята живут кто как: у кого-то папа, у кого-то еще кто-нибудь...

"МЫ -- ЕДИНСТВЕННЫЕ ПАРНИ НА ДЕРЕВНЕ"

-- Вашу судьбу и судьбу группы "ВВ" как-то изменила популярность?

-- Как говорят миллиардеры, трудно заработать только первый миллион. А потом деньги начинают просто сыпаться на голову. У нас то же самое. Сейчас мы перешли уже на такой уровень, когда можем менять директоров, телефоны -- все равно обращаются люди с предложениями. Но не настолько много и классно, как это можно было бы представить. Потому что среда определяет. На самом деле среды для такого коллектива, как "ВВ" нет -- ни в России, ни в Украине.

Получается, что мы -- единственные парни на деревне, поэтому сложно оценить, хорошо мы работаем или нет. Мы оцениваем себя, только глядя на Запад. А состояния наличия рок-тусовки и кипения идей, когда нельзя сдуваться и нужно оставаться на уровне -- нет. Есть только поп-стилист, который способен сделать тебе "перья" на голове.

Слава Богу, мы создали свой маленький боевой коллектив: можем приехать, окопаться саперными лопатками и отработать в любом зале, даже таком неподъемном с мегатонной публикой, как Дворец "Украина".

-- Ну почему же "неподъемный"? Вы когда-либо не смогли "завести" публику?

-- Мы -- катализаторы, я ведь не один: просто ты заводишь мотор и если включается в эмоцию зал, происходит вспышка. А если не включается никто -- чего мы будем горбиться? Если отдачи нет, мы спокойно можем уйти со сцены. Были и такие случаи, например, во Франции. Посреди песни останавливались -- и уходили. Просто если попадаешь в ситуацию, когда тебя никто не знает, а в зале сидят "мертвые" люди -- все бессмысленно.

-- Вы без охраны, такой доступный для общения, терпеливо "отрабатываете" свою известность, с утра до вечера разговаривая с журналистами...

-- На самом деле, имидж звезды -- это только пафос, который в жизни не подтверждается вообще никак. Можно провести эксперимент: мы выйдем к трапу, по которому люди входят на корабль, там, к примеру, стоят человек 50 "фанов". Как только я подпишу каждому автограф, и все желающие со мной сфотографируются -- получив, что хотели, они уйдут. Поэтому надо понимать, что слава -- это миф, и продолжать делать свое дело.

-- Тем не менее многие артисты, проходя мимо толпы поклонников, поглядывают в их сторону: узнали или нет?..

-- Люди -- это лакмусовая бумажка: в любом случае мы работаем для публики. Ее обязательно надо эпатировать -- на этом строится пирамида артистического успеха.
Для меня это тоже имеет значение. Нужно, чтобы группу любили и слушали. Если наш "мэссидж" доходит до адресата -- значит, все нормально. Пока есть зритель -- мы можем продолжать. Это совсем не обязательно, если пришло на концерт не 10 тысяч, а 8 -- то все: "ах, вы, гады!" Даже три человека -- нормально. Было и такое, сплошь и рядом. Это проблема не артиста, а организатора. Если эти три человека будут рваться слушать -- мы будем работать.

-- Что есть в вашей жизни, кроме работы, сцены и любви публики?

-- Наверное, ничего. Моя семья -- это только родители, они сейчас не очень здоровы. Я -- редкий из счастливейших людей, которые занимаются любимым делом. Мне просто повезло в жизни: ведь я пытался быть и инженером-радиотехником. Работал на военном предприятии, там были и приемники, и передатчики...

-- То есть если не будет музыки, есть чем заняться в жизни?

-- Нет, нечем! А чем? Куда? Зачем? Бесмыссленно! Конечно, если популярности не будет -- придется искать применения себе. Не хотелось бы, конечно, быть лабухом в ресторане, но и продюсирование -- не выход. Это не творческая деятельность...