1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №195 (947) за 03.09.2001

КРУГОВОРОТ АСФАЛЬТА В СТОЛИЦЕ

Задумывались ли вы над тем, куда девается вздутый асфальт, от жары выползающий на обочины дорог? Я думал, что его вывозят на свалки. Оказалось, не совсем так. В Киеве есть единственный в бывшем Союзе завод по переработке старого асфальта.

Когда ехал, размышлял, наверное, завод -- гигант. Но кроме двух длиннющих и высоких гор асфальта и нескольких специальных установок, восхищаться было нечем, на первый взгляд. Поднялся на асфальтную кучу, срезанную бульдозером. Один из рабочих разъяснил, что старый асфальт с дорог "снимается" специальной фрезой и покрошенным доставляется на переработку.

-- Этот, например, прибыл с Большой Васильковской вместе с кусками кирпича. После войны при строительстве новых дорог остатки разрушенных домов засыпались в нижний слой. У нас же производство безотходное -- из обломков кирпичей, гранита, камней делаем черный щебень, -- рассказывает Владимир Рожнятовский, директор предприятия. -- Когда-то был завод по переработке асфальтобетона и в Москве, планировали открыть такой же в Тбилиси. Но в Грузии дело с места не сдвинулось, российский закрыли... А наш живет, и причем неплохо, ведь каждый год идет замена асфальтного покрытия в городе. Не на мусор же выбрасывать!

Как же перерабатывается асфальт? Ссыпаемая бульдозером крошенная масса из решетчатой ямы транспортируется в вертящиеся барабаны. В них из печи подается горячий воздух. В первом барабане температура 540 градусов, во втором -- 260. Дальше расплавленный асфальт поступает в бункер с подогревом, вместимость -- 70 тонн. Горячую смесь в нем можно хранить несколько часов.

Раньше бывали случаи, когда отключали свет и барабаны останавливались. Горячий асфальт застывал. Приходилось целую неделю вручную его выковыривать.

Полученная масса применяется для строительства дорог III--IV категорий, междуквартальных проездов, автостоянок, детских площадок и школьных дворов. Когда-то старый асфальт (срок годности 12--15 лет) вывозился не только на свалки, но и просто за черту города -- в лесопосадки. Так что переработка выгодна не только с экономической (1 тонна продукции вдвое дешевле, чем на обычных заводах), но и с экологической точки зрения. Впрочем, на переработку привозят 90% столичного асфальта, некоторые нерадивые чиновники все же предпочитают его выбрасывать. На Западе жизнь дорогам продлевают до 25--30 лет. Там есть даже мобильные установки -- асфальтобетон перерабатывается на месте.

В сутки на заводе перерабатывается до 200 тонн смеси. Для Киева пока местных мощностей хватает, и проблема изношенного асфальта решена, чего не скажешь о других городах. Хотя у переработчиков есть и проблемы, например, территория завода очень маленькая, всего -- 1,3 гектара, а для нормальной работы места нужно хотя бы в 5 раз больше.