1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №196 (948) за 04.09.2001

СТОЛИЧНЫЕ ТРОЛЛЕЙБУСЫ БУДУТ С КОНДИЦИОНЕРАМИ

Кто сказал, что самолеты -- для богатых? Даже последний бомж, сам того не подозревая, может по несколько раз на день на них летать. Чушь? Да нет, дело в том, что киевские троллейбусы делаются по образу и подобию самолетов. Уже сегодня по столице "летают" 28 таких аппаратов. Решила разведать, как же делаются киевские "тралики".

На заводе как раз проходила приемку последняя машина, собранная в августе. Накануне зеленобокая "гармошка" пробежала 50 км, теперь эксперты "Киевэлектротранса" проверяли ее "пульс", чтобы установить профпригодность. Застала я их за этим делом в 18-м цехе -- огромном амбаре, где когда-то собирали летательные аппараты. Троллейбус мог бы выглядеть здесь сиротливо, если бы не рабочие, облепившие его вдоль и поперек. Одни привинчивали к кузову опознавательные знаки, другие докручивали последние винтики в салоне.

В сопровождении Ивана Васильева, директора по продажам, зашла во внутрь. 28 сидячих мест (общая вместимость до 200 человек), причем сиденья антивандальные (даже если вырежут мягкие подушки, останутся пластмассовые "чашки"), противоскользящий линолеум. В общем, дизайн салона -- в лучших традициях авиации, просторный и износостойкий. Кстати, все щели заделаны самолетными герметиками.

Уборщицы мыли окна. Что-то в них, окнах, было не то.

-- Стекла клеенные, -- объяснил Иван Васильевич. -- Это дешевле и современней. По Киеву уже десять таких машин бегает. Скоро мы и кузова перестанем клепать, а будем клеить.

Кстати, о кузове. Недалеко от готовой машины заметила троллейбус сентябрьского заказа. Была собрана только коробка и пол. Подошли. Алюминий был еще неокрашенный, но имел зеленоватый цвет. Оказалось, что оттенок придает специальное защитное покрытие.

-- В таком виде, без покраски, он лет 100--150 продержится, -- постучав по кузову, сказал провожатый. -- Это вам не черный проржавевший металл, из которого собирались троллейбусы в бывшем СССР. Те через десять лет списывались. У нашего срок службы 20 лет и больше.

Иван Васильев признался, что было сложно перейти от самолетов к троллейбусам, приходилось приглашать специалистов со стороны. Например, напряжение в бортовой сети самолета -- 26--28 Вт, в троллейбусе -- 700, то есть изначально он опасен для человека. Не приведи Господи, повредится контактная сеть, люди, сошедшие со ступеньки на землю, станут "мостиком", по которому пройдут эти 700 Вт. Правда, заверили меня, в киевских троллейбусах суперзащита от подобных повреждений, к тому же есть система, которая тотчас подаст водителю сигнал, и он не откроет двери. Помимо этого новые машины на 2,5 тонны легче, чем "старички", плюс -- экономят до 30--40 % электроэнергии.

К тому же, оказывается, наши троллейбусы приспособлены под вентиляторы и кондиционеры. Может, видели на крышах некоторых "киевлян" параллелепипеды -- это места для их установки. Пока пустуют -- заказчик, то есть город, денег на это не выделил. Как и на пандусы, которые позволили бы беспрепятственно заезжать в салон инвалидам-колясочникам. Как мне объяснили на заводе, сначала нужно пополнить троллейбусный парк Киева новыми машинами, а потом заниматься улучшением комфорта.

Пока есть договоренность на закупку 200 машин. В следующем году Киев пополнится 36 "гармошками" и 16 одинарными троллейбусами. Кстати, стоимость одной чешской "Шкоды" с такой же комплектацией -- $280--290 тыс., а если переправить к нам, будет еще на 35% дороже. Наш, с учетом всех налогов, стоит не больше $200 тыс.