1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №197 (949) за 05.09.2001

ДЖАКОМО КАЗАНОВА -- БОГ ОДНОЙ НОЧИ

Вот уже много веков человечество пытается разгадать загадку гениального любовника Казановы. Одни считают, что он покорял избранниц только своим вулканическим темпераментом, другие -- исключительно искусством обмана. Между тем, любовниц-то он как раз и не обманывал.

ПРОФЕССИЯ -- АВАНТЮРИСТ

Вероятно, не случайно то, что породил его XVIII век. Это была эпоха временного затишья между войнами. Великие династии Габсбургов и Бурбонов навоевались до изнеможения. Аристократам было скучно. Наступило золотое время для проходимцев самых разных мастей. Их не просят показать документы -- потому что тот, кто способен развеять скуку, самую ужасную из княжеских болезней, всегда желанен. Один из наиболее удачливых обманщиков -- итальянец Джакомо Казанова.

Искусство лицедейства досталось ему по наследству -- его матерью была актриса. В юности Джакомо получил прекрасное образование: учился в Падуанском университете, затем в духовной семинарии (правда, отсюда его вскоре выгнали за неподобающее поведение). Нимало не смущаясь, Джакомо снял рясу, надел военный мундир и отправился служить на остров Корфу. Правда, расстался с военным мундиром так же просто, как с сутаной. Вся дальнейшая его жизнь -- странствие по миру без определенного рода занятий. Сам Казанова писал, что стал авантюристом не из нужды, не из отвращения к труду, а по врожденному темпераменту.

ИСКУССТВО НАДУВАТЕЛЬСТВА НЕ ТРЕБУЕТ УЧЕНОСТИ

Личностью он был феерической. Прекрасно знал латинский, греческий, французский, древнееврейский, испанский и английский языки, преуспевал в математике и философии, сведущ в химии, медицине, астрономии, литературе. Он почти ученый, почти поэт, почти кавалер -- и ни одного своего дарования не развил до совершенства. Год, проведенный за книгами, сделал бы его профессором любой из наук, но Казанова никогда не делал что-либо основательно, потому что знал -- искусство надувательства не требует глубокой учености. Главное -- не признаваться, что ты чего-то не знаешь.

В Париже влиятельный кардинал спросил Казанову, знает ли он, как организовать лотереи. Казанова не имел об этом ни малейшего представления, но с самым серьезным видом тут же предоставил финансовые проекты, которые были одобрены серьезными финансистами. В Валенсии ему предложили написать либретто к опере. Казанова сел и тут же выдал стихотворный опус. Если бы ему предложили написать музыку, он и не подумал бы отказываться -- просто взял и "надергал" бы из старых опер. В России у императрицы Екатерины Казанова с большим успехом создает новые календари. В Венецианской республике, выдавая себя за химика, предлагает новый способ окраски шелка, в Испании выступает как земельный реформатор. И нигде долго не задерживается. Сегодня он обедает у герцога, а завтра -- в тюремной камере, тратит деньги, не считая, и закладывает в ломбарде последнюю сорочку. Он не хочет отдать себя навсегда кому-то одному. Его бог -- азарт, он пишет: "Судьба любит отважных, бросающих ей вызов. Она дает наглым больше, чем прилежным, грубым охотнее,чем терпеливым".

В ЕГО ГЛАЗАХ ДАЖЕ 70-ЛЕТНЯЯ ДАМА БЫЛА КРАСАВИЦЕЙ

И все же, вероятно, имя Казановы затерялось бы где-нибудь в веках, если бы не его гениальная любовная карьера. В этом Джакомо не имел себе равных.

Свидетельства о его наружности довольно противоречивы, однако все биографы сходятся в одном: внешность Казановы назвать заурядной нельзя. Он был высок, статен, сложен, как Геркулес, великолепно развит физически -- танцевал, ездил верхом, фехтовал. Но лицо его отличалось почти африканской смуглостью, нос был крючковат, а под подбородком выдавался очень крупный кадык. Впрочем, именно это обстоятельство привлекало к Джакомо толпы женщин (считалось, что большой кадык -- верный признак мужской силы). Принц де Линь писал, что знаменитый авантюрист мог бы считаться красавцем, "если бы не подгадила физиономия". Но это мужская точка зрения. Женщины придерживались совершенно иной.

Современники Казановы считали, что у него на первом месте было не сердце. Изобилие мужской силы -- вот чем брал он своих потенциальных возлюбленных. Ни сифилис, ни многочисленные отравления, ни ранения на дуэлях, ни годы заключения в венецианских и испанских тюрьмах, переезды из сицилианской жары в русские морозы не уменьшали ее. К Женщине стремились его тело и душа. Ради этого Казанова мог спать в холодном амбаре с крысами и насекомыми, ходить голодным, подвергаться ударам сабли. При этом великолепный любовник не заставлял избранниц мучаться комплексом неполноценности. Вместе с платьем Казанова снимал с избранницы робость и страх. Видя, как восторженно воспринимает ее любовник, самая неумелая и закомплексованная женщина расцветала. "Четыре пятых наслаждения заключались для меня в том, чтобы дать счастье женщинам", -- пишет в своих мемуарах Казанова. Он одаривал своей любовью и знатных дам, и уличных проституток, и крестьянок. Даже возраст не имел для него значения. В мемуарах он вспоминал и о девушках, не достигших совершеннолетия, и о глубоких старухах. Наверное, мало кто из профессиональных ловеласов решился бы оставить потомкам свидетельство такой неразборчивости. А Казанова во всех деталях описывает любовные отношения с 70-летней герцогиней фон Урфе.

Как добивался Казанова неслыханного успеха у женщин? Они чувствовали: это тот, для кого нет ничего прекраснее Женщины. Джакомо был непохож на других -- ленивых, усталых, вечно спешащих, он умел не только брать, но и отдавать. Судя по оставшимся сведениям, ни одна не ушла из его постели неудовлетворенной. При этом каждая понимала, что он не мыслим в роли мужа, и хранила о нем память как о боге одной ночи. Казанова ни одну из своих избранниц не сделал несчастной и ни одна из них не покончила с собой после того, как он ее бросил (как известно, на жизненном пути великих романтиков Гете и Байрона осталось множество прекрасных дам с разбитой судьбой).

Прошли века, но и в наш стремительный век Женщина мечтает о Мужчине, способном подарить праздник.